Икона неофита затворника молитва очень сильная. Молитва неофиту в чем помогает

Октябрь 11th 2015 -

Основатель монастыря святой Неофит родился в 1134 году на Кипре, в местечке Лефкара в большой деревенской семье.

С детства мальчика привлекал монашеский образ жизни и подвиг аскетического служения. Но, как водится, родители не поняли дарованного их сыну удела. Чтобы вернуть будущего подвижника к «нормальной жизни» они договорились о его помолвке. В ответ на это юноша ушел из дома и тайно отправился в монастырь св. Иоанна Хрисостомаса, чтобы там в уединении предаться посту и молитвенной жизни. В качестве послушания Неофиту назначили уход за виноградником, радуясь возможности в уединении прославлять Господа.

Однако, призвание послушника было другим. Страстное желание учиться и прекрасная память помогли Неофиту, уже восемнадцатилетнему юноше, овладеть грамотой. Первая книга, которую он прочитал, была Псалтирь. Врожденное стремление к аскетической жизни подвигло Неофита обратиться с просьбой к настоятелю монастыря разрешить ему стать отшельником. Мудрый и опытный настоятель отец Максим отказал юноше, зная, сколько искушений уготовит ему лукавый на этом тернистом пути. Тогда Неофит испросил благословения на паломничество в Святую Землю, ко Святому Гробу Господню. Он лелеял надежду, что там, на Земле, освященной Самим Спасителем, встретит, наконец, предназначенного ему духовного наставника. Однако промысел Божий был иным. Странствия по раздираемой схватками между арабами и крестоносцами Палестине так и не привели его в Иерусалим. Юноша был вынужден вернуться в монастырь Иоанна Хрисостомаса. Вновь Неофит просит настоятеля позволить ему стать отшельником, и снова получает отказ. Тогда он отправляется в порт г. Пафоса, чтобы на корабле достичь Малой Азии (современной Турции) и отправиться затем на гору Латрос, где в то время находилась большая монашеская община. И снова в жизнь молодого послушника чудесным образом вмешивается Божественная воля. Уже в самом порту Неофита по доносу схватили солдаты и посадили в тюрьму, откуда его уже на следующий день вызволили добрые люди. Однако стражники похитили у странника все деньги, которыми он собирался расплатиться за поездку.

Огорченный, усталый, но не сломленный искушениями Неофит решает, что таково желание Господа – оставить его на служение в лоне Кипрской церкви. Тогда одухотворенный сознанием такой заботы о нем Господа Неофит находит скалу с небольшой естественной пещеркой и некоторое время живет там, обследуя прилегающую местность. Это событие произошло в 1159 году, и именно эта дата считается годом основания монастыря.

Убедившись в том, что местность вокруг тиха и пустынна, Неофит начал работу по очистке совсем маленькой пещерки от нагромождения камней. Через год тяжелого труда, помощником в котором ему неизменно была молитва, в пещерке была создана церковь-скит и келья — обе очень небольшие, сохранившие природные извилистые формы каменных глыб. В келье Неофит выкопал себе могилу, в соответствии с традицией отшельнической жизни, чтобы думать о смерти, а не об искушениях мира.
В седьмой год пребывания святого в ските епископ г. Пафоса Василий Киннамос обратился к нему с просьбой о передаче своего богатого духовного опыта молодым инокам, жаждущим наставления и вразумления. Поначалу святой Неофит не давал согласия, желая полностью отдавать себя Господу, совершая привычный и столь близкий его сердцу подвиг отшельнического служения. Четыре долгих года понадобилось епископу, чтобы убедить святого – воспитание духовных чад Господних важнее личного подвига. В 1170 году святой получает священнический сан, и с этого момента скит начинает расти и украшаться. По всему Кипру разносится весть о новом монастыре и его мудром настоятеле. Однако, согласившись на духовное руковоство, святой Неофит ограничил количество монахов, проживающих в монастыре. Здесь необходимо сказать, что святой много времени посвещал чтению богословкой литературы, истории Церкви, житий святых и в результате стал большим авторитетом в толковании Священного Писания. Кроме того, он глубоко интересовался социальными и экономическими вопросами, понимая, какая ответственность лежит на нем, как настоятеле монастыря. И сегодня выводы, изложенные в одном из главных трудов святого Неофита «Ритуале Таинства», подтверждаются ведущими социологами. Согласно расчетам святого, в монастыре должно быть не более 18 монахов. Именно тогда духовное руководство самого настоятеля в полной мере охватывает их всех, и он имеет возможность по-отечески вникнуть в многочисленные проблемы своих чад, помочь каждому из них в борьбе с искушениями и сомнениями.

Вместе с тем, тяга к отшельнической жизни не оставляла святого Неофита. Чтобы пребывать в молитвенном уединении он в 1197 году выкопал себе над скитом другую келью, которую назвал «Новый Сион». Но для участия в таинстве Евхаристии и возможности ходить на богослужения святой выкопал еще одну небольшую келью прямо над церковью-скитом и соединил их прямоугольным лазом. А для полного уединения и молитвы он выкопал келью еще выше и посвятил ее святому Иоанну Крестителю.
Дата, когда святой отошел ко Господу, неизвестна. Похоронен он был в могиле, вырытой им самим, в гробе из сосны, кедра и кипариса. Позднее, следуя указаниям святого Неофита, ход в келью был заложен стеной. Вероятнее всего объяснить это распоряжение святого можно стремлением к отшельничеству, уединению в течение всей его земной жизни. Конечно, первые десятилетия и века после его кончины монахи помнили место нахождения останков святого. Однако в жизни обители были столь трагичные моменты, особенно связанные с бесчинствами, чинимыми турецкими войсками, что порой в монастыре вообще не оставалось ни души. О могиле святого, находящейся за стеной, забыли. Лишь в 1756 году мощи святого были обнаружены и торжественно перенесены в храм монастырский храм св. Девы Марии.

Святой Неофит – один из немногих глубоко почитаемых на Кипре святых, о жизни которого сохранились вполне конкретные факты, а не только схематическое стандартное житие. Кем он был? Отшельником, человеком железной воли, книжником, основателем и руководителем одного из самых известных и успешных на острове монастырей, покровителем искусства и при этом очень плодовитым писателем, работы которого не уступают трудам знаменитых европейских схоластиков того времени – Абеляра, Иоанна Солсберийского, Фомы Аквинского.

МОЛОДЫЕ ГОДЫ

Он родился в деревне Като Дрис (Kato Drys, Κάτω Δρύς) недалеко от Лефкары в 1134 году. Родители будущего святого – Афанасий и Евдоксия – были обычными крестьянами, день и ночь работающими, чтобы прокормить своих восьмерых детей. С раннего детства мальчик трудился вместе с ними. Времени на изучение грамоты и прочих абстрактных премудростей не оставалось.

Как и все селяне, он регулярно ходил в храм. С ранней юности красота церковных служб стала для него отрадой, многие псалмы запомнились наизусть.

Дальше в биографии святого следует очень типичный для житий святых эпизод – по достижению совершеннолетия его семья договорилась с родителями хорошей девушки о помолвке, а юноша накануне свадьбы осознал, что его ждет другое предназначение, покинул родную деревню и ушел в монастырь. Точно такое же событие, согласно житиям, произошло со св. Иоанном Лампадистским, св. Маврой, св. Феклыой, св. Екатериной и многими, многими другими. Что это – тиражируемый штамп, используемый авторами в случаях, если никаких сведений о раннем периоде жизни их героя не сохранилось, или реальный факт? В каждом конкретном случае это так и останется загадкой.

Достоверно известно лишь то, что в монастыре св. Иоанна Златоуста в Кутсовендисе (сейчас там турецкая военная база) появился новый послушник.

Неофит обладал поистине железной волей и умением добиваться своего. Эти качества проявились в нем с ранней молодости. Когда он пришел в монастырь, то не умел, как мы уже говорили, ни читать, ни писать, поэтому был определен на хозяйственные работы – ухаживать за виноградниками, принадлежащими обители. Однако, Неофит всей душой стремился в храм, хотел посвящать больше времени церковному служению, но для этого нужна была грамота. Он самостоятельно, в течение пяти лет, учился читать по Псалтыри, содержание которой знал наизусть еще со времени жизни в родной деревни. Настоятель оценил усилия юноши, и его новым послушанием стала работа в храме.

Уже через два года Неофит начинает искать уединения и духовного подвига. Он совершает паломничество в Святую землю, но возвращается от туда разочарованным. Пройдет совсем немного времени, и кто-то расскажет молодому иноку об аскетической жизни нескольких монахов на горе Латрос в Малой Азии. Неофит тут же захотел присоединиться к этим праведным братьям и, взяв все свое имущество – две монеты, отправился в порт Пафоса.

В порту с ним произошел крайне неприятный случай. По недоразумению власти арестовали молодого монаха. На следующий день его отпустили, но стражники украли две заветные монеты. С мечтой о поездке в Малую Азию пришлось распрощаться – платить корабелам теперь было нечем.

МОНАСТЫРЬ

В крайнем расстройстве Неофит покинул город и пошел, куда глаза глядят. Он не знал, что делать дальше, не знал, куда идет, знал только, что не хочет возвращаться в свой монастырь. С горя он забрел в очень пустынное, богатое растительностью место, где небольшой источник омывал подножие горы. В одной из природных пещер странник провел ночь.

Наутро Неофит понял, что зря искал уединения и молитвенных подвигов где-то далеко, и неслучайно провидение привело его именно сюда. Он расчистил окрестности, углубил и расширил пещеру так, что образовалось две комнаты – церковь и келья. Скит получил название энклестра. Это произошло в 1159 году. Потом, в XV веке, появится новая энклестра, посвященная св. Неофиту недалеко от деревни Куклия. Сейчас ее называют .

Местные жители очень быстро узнали о поселившемся недалеко от Пафоса отшельнике. Пошли разговоры о его святости. Некоторые захотели присоединиться к нему, но Неофит, изначально стремившийся к уединению, всем отказывал.

Четыре года Василий Киннамос, ставший епископом Пафоса в 1166 году, убеждал отшельника принять священнический сан и взять учеников. В 1170 году скит принял первого послушника. В течение нескольких лет монастырь разрастался, появлялись новые кельи. При этом Неофит, как мог, противился увеличению числа монахов. Даже в «Ритуале таинств», написанном в последние годы жизни он настаивает, что в обители не может быть больше восемнадцати человек

.

Неофит заботился обо всех сторонах жизни в монастыре – в 1177 году он пишет Устав монастырской жизни, дорабатывать который он будет вплоть до своей кончины; при этом успевает заботиться и о хозяйстве, писать философские труды (проповеди, комментарии к Бибилии, комментарии к житиям святых и записки об истории Кипра), а также покровительствовать искусствам. В 1183 году для росписи скита настоятель приглашает из Константинополя известного художника Теодороса Апсевдиса (Θεόδωρος Αψευδής). Святой Неофит справедливо полагал, что красочные фрески не в меньшей мере, чем слово, способствуют восприятию божественной истины.

Энклестра монастыря св. Неофита – не единственная работа Теодороса Апсевдиса на Кипре. Чуть позже он распишет замечательную .

В 1194 году войска Ричарда Львиное сердце, следовавшего в Третий крестовый поход, захватили остров. Английский король продает Кипр сначала тамплиерам, а затем . Новые правители были католиками и, согласно общей линии Папского престола, начали проводить политику по латинизации вновь приобретенных земель.

В это время Неофит выступает как пламенный защитник православия. Он пишет многочисленные церковные послания, каждое воскресенье произносит проповеди, обличающие завоевателей и разврат, царящий в папской курии. Его короткое письмо «О несчастьях Кипра», составленное в 1196 году, очень быстро становится популярным. Крестоносцев, приехавших освобождать Иерусалим, настоятель монастыря сравнивает с волками, которых неосторожно позвали для того, чтобы прогнать собак.

В 1214 году святой диктует окончательную версию «Ритуала Таинств» секретарю епархии Пафоса Василису.

Умер Неофит 12 апреля 1219 года. Как многие праведники, он заранее знал о своей кончине и подготовил к ней учеников. Согласно завещанию святого, его тело было положено в заранее приготовленный им каменный саркофаг, стоявший в углу кельи. Место погребения отделили от остального скита стеной, на которой со временем появились росписи. О том, что за ней находится могила основателя монастыря, все забыли.

28 сентября 1750 года молодой монах, решивший почему-то, что в старом пещерном ските точно спрятаны сокровища, отправился на их поиски. Случайно он пробил казавшуюся капитальной стену и наткнулся на старинный каменный саркофаг. Обретение мощей стало поводом для большого праздника, который проводится ежегодно до сих пор.

В настоящее время мощи св. Неофита хранятся в храме на территории монастыря.

Монастырь Святого Неофита - ставропигиальный мужской монастырь Кипрской Православной Церкви - о чень приятное место в 10 км от Пафоса, рядом с деревушкой Тала, на высоте 412 м над уровнем моря.




координаты N 34˚50.764" E 32˚26.827". Удобно посетить тем, кто отдыхает в Пафосе. Мы были в монастыре 2 раза, в 2015 и 2016 г. на машине, но можно из Пафоса доехать на автобусе.

Из Пафоса, с автовокзала Каравелла можно добраться на автобусе 604, ходит по расписанию, стоимость проезда 1.5 евро, время в пути 40 минут. (Отдыхающим на море нужно с автовокзала Като Пафос доехать на автобусе 618 до автовокзала Каравелла и там пересесть на автобус 604).

Актуальное расписание и как состыковать расписание автобусов можно посмотреть на этом сайте . Выбираете русский язык, в графе "ИЗ" пишите место отправления (если это набережная Пафоса - автовокзал Като Пафос), в графе "В" пишите Аг. Неофитос (Тала), выбираете дату и время и смотрите варианты.

Нам в первый наш приезд настолько понравился монастырь, что мы решили во вторую поездку тоже туда заглянуть, благо расстояние до монастыря не большое.

Монастырь действующий, открыт для посещения в определенные часы (забыла сфотографировать табличку и естественно время не помню), вход бесплатный. На территории монастыря за 2.5 евро можно посетить келью Св.Неофита и музей (один билет на два места). В кельях ощущение очень намоленного места, у меня такое же ощущение было в Киево-Печерской Лавре. На территории монастыря есть действующий храм (в оба приезда мы попадали на вечерню службу). Храм был построен в начале XVI века и освящён в честь Пресвятой Богородицы. Нам он хорошо виден со ступеней, ведущих к скиту.


В нём частично сохранились росписи сводов, а также иконостас храма − один из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву XVI века. В храме можно приложиться к мощам Св. Неофита.



Очень много фруктовых деревьев и олив и открывается красивый вид на море вдалеке. Если опять соберемся в Пафос, обязательно туда заедем.




Немного истории;

Святой Неофит Затворник - один из самых почитаемых святых на Кипре − Неофит родился в 1134 году в деревушке Като Дрис, что недалеко от известной деревни Лефкара, в бедной семье.

В 1159 году в возрасте 25 лет Неофит нашёл недалеко от Пафоса подходящую пещеру. За год упорных трудов он устроил в ней небольшую церковь-скит и келью, в которой даже вырыл себе могилу.

Позднее Неофит вырубил в скале рядом с кельей трапезную и освятил весь скит во имя Святого Креста. Так прошло семь лет. Постепенно слухи о праведном затворнике распространились по окрестным деревням и дошли до епископа Пафоса. Начиная с 1170 года, его жилище постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем и в монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Время шло, посетителей монастыря становилось всё больше. Неофит понял, что стремление к уединению, увы, постепенно уходит в прошлое. Тогда он снова решается на очередной поступок. В 1197 году выкопал высоко над скитом новую келью и дал ей название "Новый Сион". А чтобы участвовать в богослужениях, он устроил над церковью скита ещё одну келью, названную "Святилище". Последняя соединялась с церковью прямоугольным лазом. С тех пор он стал приходить к своим ученикам только по воскресеньям, а остальное время проводил в одиночестве.

Более 60 лет Неофит неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий, а также занимался составлением духовных сочинений.

Дата его смерти неизвестна, известно лишь то, что прожил примерно 85 лет. Неофита похоронили в той самой могиле, которую он сам себе выкопал, по его же завету.

В 1570 году монастырь был разграблен турками. После этого он переживал не лучшие времена вплоть до середины восемнадцатого века, когда он стал снова возрождаться. В 1756 году были найдены мощи Неофита, которые были перенесены в главный храм монастыря. Сегодня желающие могут к ним прикоснуться.

В восточном корпусе обители расположен музей монастыря. В пяти его залах представлены собрания икон XII − XIX веков, евангелий, рукописей, включая рукописи самого Неофита, печатных книг и античной керамики.


Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика. В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамом (1166–1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника. Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным - в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, - эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.

Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197-1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава – «Завещание».

После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.

Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.

Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика. В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамом (1166-1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника. Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем - в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий - Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным - в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, - эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.

Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197-1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста - Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава - «Завещание».

После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.

Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.

Молитва преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому

О великий угодниче Божий, преподобне отче наш Неофите, славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе сущу, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление от нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие. Всеблагомощным предстательством твоим укрепи старцев немощных, уврачуй стариц болящих, насыти алчущих, напой жаждущих, воодушеви юношей к светлым подвигом стремящихся, вразуми родителей в воспитании детей своих, сохрани младенцев от всяких бед и утверди в духовной правде мужей и воинов. К тебе убо припадаем и тебе просим: молися, преблаженне Неофите, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, да в покаянии невозбранно прейдем от земли на небо, мытарств горьких и вечныя муки избавльшеся, и Небеснаго Царствия наследники стати возможем со всеми преподобными от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому, глас 1

Земли Кипрския затворниче и чудотворче явился еси, Богоносне Неофите, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому, глас 3

Земных и тленных наслаждений презревше яве, преблаженне отче Неофите, пустыни Кипрския явился еси ангел непорочен, молитвою, постом и покаянием Небесныя обители достиг, и с лики преподобных веселишися, темже чтуще память твою, вопием ти прилежно: от бед нас избави, отче преподобне.