Притчи иисуса христа. Проклятие бесплодной смоковницы Почему христос образ лозы а не смоковницы


Бесплодная смоковница

В первый день Страстной Седмицы Церковь вспоминает грозное символическое событие, усекновение Христом бесплодной смоковницы. Эти краткие строки потрясают душу, ведь они говорят не о бесконечном милосердии, а о требовательности Спасителя к Своему созданию. Давайте вспомним эту историю.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Зачем Богу плод?

Многих смущает эта история, но сути она о том, что Господу нужен от нас плод. Какого же плода требует от нас Спаситель? Чем мы можем ответить Ему, содержащему небо и землю, в тот момент, когда Он алчет? И зачем всемогущему Создателю человеческие труды и старания? Мне видится, что в этих кратких строках Евангелия – свидетельство о том, что Господь ждет нашего активного сотрудничества, сотворчества. Он ищет в нас осознания ответственности за себя и за наших ближних, ответственности за отношения с Ним. Этот евангельский сюжет призывает нас, наконец, обратиться к Богу и сделать несколько шагов как человек духовный. Наконец начать не формально исполнять предписания, а жить верой, говорить с Богом, делать дела милосердия.

Притча о Страшном суде

Рассказ о смоковнице пересекается с отрывком Евангелия от Матфея 25:31-46, который вспоминается во вторник Страстной седмицы: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Высокое достоинство человека

История со смоковницей и притча о Страшном Суде не свидетельствуют о жестокости Божьей, они говорят о высоком достоинстве человека у Бога. Мы видим что Бог не хочет видеть человека в животном состоянии эволюционного выживания, но решительно требует стать новой тварью во Христе. Бог говорит, что в нас заложены Им такие силы и способности, что мы можем горы передвигать, если будем верить хоть немного.

У Бога нет рук, кроме наших

В настоящее время расхожей стала фраза: «У Бога нет других рук, кроме твоих». Конечно, с богословской точки зрения, мы не можем утверждать, что это универсальный принцип, характеризующий Всемогущего Создателя. Мне кажется, такую фразу бывает полезно сказать самому себе, вспоминая о смоковнице и об алчущем Иисусе. Усекновение зеленеющего, но бесплодного дерева, вопиет о важности усилий, предпринимаемых для Господа. В преддверии крестной смерти и воскресения Спасителя, предпримем хоть малое дело милосердия и благотворительности, напитаем алчущего Христа.

Знаем ли мы, какой смысл доносит до нас Евангелие?

Давайте вместе рассмотрим фрагмент, где Христос осуждает на погибель бесплодную смоковницу (Мк. 11, 26)


Для этого предлагаем:

1. ознакомиться с приведенными ниже стихами и обдумывая каждый стих, почувствовать, что Вам в нем может быть не понятно
2. пометить, что Вам не совсем понятно или совсем не понятно и, далее, под стихами сравниться с уже возникавшими вопросами других людей, а затем узнать ответы на эти вопросы.

11:12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
11:13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
11:14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали тó ученики Его.
11:15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
11:16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
11:17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
11:18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
11:19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
11:20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
11:21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
11:22 Иисус, отвечая, говорит им:
11:23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.
11:24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.
11:25 И когда стоите на молитве, прощайте, если чтó имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
11:26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

11:13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

Почему Христос пошел к смоковнице выяснять есть ли на ней плоды? Он, обладая Божественным видением, должен был знать, что плодов на смоковнице нет. Тем более что еще не время было собирать смокв.

Почти все плодовые деревья сначала цветут и завязывают плоды, а потом уже распускают листья. Таковы и смоковницы Палестины, но между ними имеется разновидность, сохраняющая до весны как листья, так и поздно поспевающие плоды. Евангелист Марк хотя и говорит, что время собирания смокв еще не наступило, но он же свидетельствует, что смоковница, которую издали увидел Иисус, была покрыта листьями; следовательно, на этой смоковнице могли быть прошлогодние плоды, хотя время собирания смокв вообще еще не наступило и другие смоковницы стояли тогда без листьев и плодов. Словом, внешний вид этого дерева давал повод предполагать, что на нем могут быть плоды, а этого было достаточно, чтобы при виде его продолжить сказанную Апостолам раньше притчу о смоковнице и как-бы привести в исполнение отсроченный тогда приговор.

И вот, как бы продолжая ту притчу, Христос-Виноградарь подходит к смоковнице, резко выделяющейся среди других деревьев: те были не только без плодов, но даже и без листьев, а эта покрыта роскошными листьями, скрывающими ее бесплодие. Но чтобы объявить ее бесплодной и привести в исполнение отсроченный приговор, надо было ближе подойти к ней, надо было показать Апостолам, что она действительно бесплодна, а потому напрасно и землю занимает.

Вот почему и для чего Иисус подошел к бесплодной смоковнице искать на ней плодов, хотя знал, что их нет

11:14И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали тó ученики Его.

Почему Христос так поступил со смоковницей? На фоне Его добродетелей и Учения о незлобии, этот случай не укладывается в голове.

В той притче (Лк. 13, 6—9) под бесплодной смоковницей, росшей в винограднике, разумелся народ еврейский, от которого Владелец виноградника, Бог, требовал плодов, то есть веры в посланного Им Христа, покаяния и добрых дел. Третий год служения Иисуса приходил к концу, а смоковница Божия все еще не давала плода, и потому Владелец виноградника, Бог, сказал Виноградарю, Иисусу Христу:

сруби ее: на что она и землю занимает? (Лк. 13, 7) то есть: оставь этот жестокосердный народ! Отвергни его! Место его займут иные народы, которые уверуют в Тебя, и будут творить волю Мою! Но добрый Виноградарь просил отсрочить исполнение этого приговора, думая, что, при чрезвычайных мерах с Его стороны, этот народ, быть может, и даст ожидаемые от него плоды:

Оставь ее и на этот год, если же не принесет плода, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13, 8—9). После того, когда со стороны Виноградаря-Иисуса были приняты особые меры к тому, чтобы вызвать в смоковнице плодоношение, когда совершено много новых чудес и возвращена жизнь разлагавшемуся трупу Лазаря, и когда смоковница все-таки оставалась бесплодной, настало время срубить ее. Восторг народный и крики осанна Христос не мог принять за ожидаемые плоды, так как знал, что тот же народ через четыре дня будет неистово кричать:

распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Да, настало время срубить бесплодную смоковницу.

Вот почему и для чего Иисус подошел к бесплодной смоковнице искать на ней плодов, хотя знал, что их нет; вот для чего Он и осудил ее, хотя знал, что смоковницу нельзя наказывать за отсутствие на ней смокв. Не смоковницу осудил Он, а народ еврейский, который отныне выброшен из Божия виноградника; смоковница же, как вещь, как бездушный предмет, служила лишь наглядным изображением бесплодности избранного народа.

Притчу эту и окончательное осуждение бесплодной смоковницы можно применить и к нам грешным. Если я стараюсь казаться набожным, хожу в церковь, ставлю свечи перед иконами и кладу земные поклоны; если среди знакомых рассуждаю об упадке в людях веры и благочестия, громлю пороки их и говорю о необходимости помогать ближним; если все это выходит у меня прекрасно на словах, а сердце мое далеко от этих прекрасных слов; если сам-то я никакого добра не делаю, никакой помощи ближним не оказываю, то не смоковница ли я, пышно разодетая листьями, но... бесплодная? И какова же участь предстоит мне? Та же, как бесплодной смоковнице.

11:15Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул

11:16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

11:17И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

Еще ранее в Евангелии говорилось, что Христос выгонял торговцев плетью. Такие действия указывают на проявление агрессии, которая противна Учению Христа!?

Для ответа на этот вопрос вспомним историю и Евангелие:

На праздник пасхи приходило в Иерусалим из разных стран не менее двух миллионов евреев; все они обязаны были приносить в храм жертвы Богу: никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками (Втор. 16, 16); там же должны были быть закланы, то есть убиты, пасхальные агнцы (Втор. 16, 5—6). По свидетельству Иосифа Флавия, в 63 году по Р. X., в день еврейской пасхи было заклано в храме священниками 256500 пасхальных агнцев. Кроме того, в дни пасхи убивалось множество мелкого скота и птиц для жертвоприношений. Сам храм был обнесен высокой стеной, а пространство между храмом и стенами было разделено на дворы, из которых самым обширным был двор язычников. Евреи нашли этот двор весьма подходящим для торговых целей, и обратили его в базарную площадь: согнали сюда стада пасхального и жертвенного скота, принесли множество птиц, устроили лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях (ладана, масла, вина, муки и пр.) и открыли разменные кассы. В то время были в обращении римские монеты, а закон еврейский (Исх. 30, 13) требовал, чтобы храмовая подать уплачивалась еврейской монетой, священными сиклями; поэтому приходившие на пасху в Иерусалим должны были менять свои деньги, и размен этот давал большой доход меновщикам. Стремясь к наживе, евреи торговали на храмовом дворе и другими предметами, которые не требовались при жертвоприношениях; доказательством этому служит нахождение там волов, не принадлежащих к пасхальным и жертвенным животным.

Синедрион, блюститель иудейского благочестия и святости храма, не только равнодушно смотрел на это торжище, но, по всей вероятности, даже потворствовал обращению храма в базар, так как члены его, первосвященники, занимались разведением голубей и продажей их для жертвоприношений по очень высоким ценам.

Такое обращение храмового двора в базарную площадь совершалось, конечно, постепенно; Иисусу Христу приходилось в прежние годы не раз видеть это, но час Его тогда еще не настал, и Он вынужден был терпеть до времени. Тогда же, начав творить волю Пославшего Его, Он, придя в Иерусалим с учениками, прямо направляется к храму; войдя во двор язычников, молча берет одну из веревок, которыми, быть может, связывали или заграждали пригнанных животных, свертывает ее в виде бича, выгоняет овец и волов, опрокидывает столы меновщиков и, подойдя к продавцам голубей, говорит: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 16).

Очищая храм, Иисус учил тех, конечно, кто разрешил обратить храмовые дворы и притворы в базарную площадь, то есть первосвященников и фарисеев:

Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

Молча выслушали этот упрек руководители еврейского народа; молчали потому, что сознавали свою вину. Они должны были вспомнить, что в книге пророка Исайи сказано: И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа... Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы... ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов (Ис. 56, 6—7). Должны были вспомнить они и сказанное пророком Иеремией:

Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (Иер. 7, 11). Знали иудеи также, что, когда Соломон выстроил первый храм (разрушенный потом Навуходоносором) и всенародно молился, то просил Бога и об иноплеменниках: Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, когда он придет из земли далекой ради имени Твоего великого... и будет молиться у храма сего, Ты услышь... и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли... знали, что Твоим именем называется дом сей (2 Пар. 6, 32-33).

И вот тот храм, который, по мысли первого строителя его, должен был привлекать к Единому Богу всех иноплеменников, стекавшихся в Иерусалим по разным делам, превращен теперь в торговый рынок и производит на иностранцев впечатление скорее вертепа разбойников, чем дома молитвы!

Некоторые толкователи Евангелий говорят, что Господь в гневе, бичом из веревок выгнал из храма торговцев. Но толкование это неправильно. Бич из веревок был сделан для того, чтобы подгонять выгоняемый из храма скот, а не для того, чтобы бить им торговцев; торговцы беспрекословно подчинились могучему, властному взгляду на них Иисуса, и сами ушли за своим скотом; а скот нуждался в другом воздействии. Следовательно, бич из веревок, как не предназначавшийся для людей, не может и считаться орудием гнева. Да из всего повествования Евангелиста об этом событии нельзя найти даже намека на то, что Христос выгнал торгующих из храма с гневом.

В словах Его — возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли, — слышится властный, повелительный, но вместе с тем спокойный, а никак не гневный тон.

11:18Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

За что книжники и первосвященники искали убить Христа? За то, что Он выгнал торговцев из Храма?

Три года назад, когда Иисус пришел в Иерусалим на первую после Крещения Своего пасху, Он застал дворы и притворы храма обращенными в торговую площадь, и выгнал всех торгующих. В следующем году Иисус опять пришел в Иерусалим на пасху, но торговли в храме не было; евреи боялись Галилейского Пророка и помнили сказанное им: дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 16). На третий год Своего служения Иисус не был в Иерусалиме на празднике пасхи. Когда же приближалась четвертая пасха, то падкие до наживы евреи, торговавшие прежде в храме, были озабочены вопросом: придет ли Иисус на праздник? Они знали, что вражда к Нему руководителей народа усилилась, что синедрион постановил о Нем смертный приговор, что начальство уже отдало приказ схватить Его, как только Он появится в городе, и что, наконец, воскресив Лазаря, Он не пошел в Иерусалим, а удалился в пустыню. Все это поселило в них уверенность, что не пойдет Иисус на верную смерть. А если так, то почему же и не возобновить прежний обычай? Почему же и не поторговать в храме, если эта торговля прибыльна и пройдет на этот раз благополучно? Руководствуясь такими соображениями, евреи, с разрешения, конечно, первосвященников, нагнали опять в храмовой двор стада животных, расставили палатки с разными товарами, поставили столы с разменными кассами и скамьи с голубями, которыми торговали первосвященники, — и начали торговать. Каково же было их изумление, когда они услышали, что Иисус торжественно вступает в Иерусалим и что народ приветствует Его как Царя Израилева! Не без страха они поджидали появления Его в храме.

Все безмолвно повиновались. При первом изгнании торговцев из храма иудеи, то есть фарисеи и торговавшие голубями первосвященники, спросили Его:

каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?(Ин. 2, 18).

Теперь же, когда власть Его так поступать была очевидна даже для врагов Его, никто не осмелился сделать Ему ни малейшего замечания. Вероятно, присутствовавший тут же народ, одушевляемый призывом Иисуса, стал выгонять стада животных, выносить столы меновщиков, палатки, товары и пр.; народ, еще кричавший Иисусу осанна Сыну Давидову! не мог, конечно, оставаться безучастным зрителем очищения храма Божиего от осквернителей его; да и сами торгующие прекрасно понимали незаконность своих действий и потому, в свою очередь, поспешали удалиться. Храм был очищен настолько, что не позволялось даже переносить через дворы его какие-либо вещи.

По установившемуся в народе мнению, синедриону принадлежало право производить расследование о пророках и давать отзыв о них. Такое расследование о Галилейском Пророке Иисусе не было еще произведено, и народ ожидал его последствий, так как этот Пророк называл Себя Сыном Божиим, следовательно, Мессией. После взрыва народных чувств в день торжественного въезда Иисуса в Иерусалим все ждали, что Он объявит Себя Царем Израилевым и что начнется давно ожидаемое владычество евреев над всем миром. Но, к общему изумлению, Он этого не сделал, а в тот же день вечером ушел пешком с двенадцатью учениками в Вифанию. Сомнение запало в душу многих. Поэтому задуманное синедрионом испытание Иисуса отвечало отчасти и желанию народа, а также давало шанс синедриону осудить Христа и погубить Его.

11:19Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

11:20Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

А в Евангелии от Матфея гл. 21 написано, что Он проходил возле неё утром после Иерусалма и проклял, и смоковница тот час засохла, так, что это видели ученики и удивились - "Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?"

Почему у одного Евангелиста проклята была днем до входа в Иерусалим, а на утро засохла, у другого была проклята утром после входа в Иерусалим и засохла мгновенно?

На другой день утром, когда Иисус с Апостолами шли из Вифании в Иерусалим и проходили мимо той смоковницы, все увидели, что она засохла до корня . Собственно засохла она, по свидетельству Евангелиста Матфея, тотчас же после произнесенного Иисусом осуждения, но заметили это Апостолы только теперь, на другой день (во вторник) поутру.

У обоих Евангелистов говорится, что события происходили поутру, а кажущиеся разногласия являются лишь доказательством того, что свидетели, хоть и не одинаково рассказывают, но говорят об одной сути, а значит тут, не имеет место сговор.

О кажущихся разногласиях Евангелистов, предлагаем посмотреть видео ниже:

11:21И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

11:22Иисус, отвечая, говорит им:

11:23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.

11:24Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.

Часто атеисты любят задавать верующим каверзные вопросы, испытания: «Если Вы действительно верите, то скажите, хотя бы кучке песка, что бы она передвинулась». Как понимаются слова Христа и как отвечать на подобные вопросы?

Неверующие спрашивают: «Отчего же ни Апостолы, ни Сам Иисус не сдвинули с места ни одной горы?» Кто мог воскресить разлагавшийся труп, Кому повиновались бури и волны морские, Кто словом Своим исцелял все болезни, Кто Сам, будучи мертвым, воскрес, — Тот, несомненно, обладал властью и горы перестанавливать с места на место, и в действительности переставил бы, если бы это было необходимо. Власть чудотворения Он передал Апостолам, и они совершали чудеса, как это видно из второй книги Евангелиста Луки Деяния Апостолов. Но власть эта была дана им не для забавы праздных зевак, а для исполнения воли Божией; не было воли Божией, чтобы они сдвинули гору с места, не представлялось в этом надобности — они и не думали о совершении такого чуда.

Относительно власти чудотворения надо заметить, что Апостолы и другие святые люди, обладавшие ею, творили чудеса не своей силой, а силой Бога: Сам Бог творил чудеса по молитвам их, а не они, ибо властью всемогущества обладает только Бог. Апостолы получили власть чудотворения еще тогда, когда посланы были на проповедь; однако, после того, они потерпели неудачу в исцелении бесноватого отрока, ибо не обладали в то время непоколебимой верой во всемогущество Даровавшего им эту власть (Мф. 17, 19; Мк. 9, 28). Думается, что если бы Иаков и Иоанн призвали огонь с неба на негостеприимных самарян (Лк. 9, 54), то огонь не сошел бы, ибо, как объяснил им Иисус, власть чудотворения дана им для совершения добрых дел, а не для наказания грешников. А это приводит к заключению, что творит чудеса только Бог, как по Своему непосредственному усмотрению, так и по молитвам людей, выдающихся особенной праведностью, святостью своей.

Думаю, что кстати будет сказать здесь и о чудотворных иконах. Некоторые из мало развитых людей верят, что сама икона творит чудеса. Но такое мнение не только ошибочно, но и опасно. Ошибочно оно потому, что иконы как изображения Спасителя, или Богоматери, или святых людей, не могут обладать всемогуществом, властью господствовать над силами природы. Опасно же оно потому, что может выродиться в поклонение иконам как Самому Божеству. Мы чтим святые иконы, и в этом нет никакого греха (как ошибочно думают некоторые сектанты). Но если мы будем думать, что не Бог совершает чудо по молитвам людей, молящихся перед чудотворной иконой, а сама икона, то это будет нарушение второй синайской заповеди.

Множество чудес совершает Господь по молитвам людей даже и грешных, и совершает их ежедневно, постоянно; но мы не замечаем их или, не понимая милости Божией, принимаем их не за чудо, а за нечто обыкновенное, должное. Обращает же наше внимание только чудо, совершенное всенародно, на виду у всех, чудо несомненное. Потому-то Господь и совершает их перед некоторыми особенно чтимыми иконами, называемыми поэтому чудотворными; совершает их Господь, чтобы напоминать грешным людям о Своем милосердии и призывать их к Себе.

В разговоре с атеистами, отвечая на их вопрос: «Если Вы действительно верите, то скажите, хотя бы кучке песка, что бы она передвинулась» можно обратиться к тактике ведения диспутов Христом, который не отвечал на подобные вопросы, а задавал свои, которые открывали лицемерие, и истинное лицо задающего вопрос. Иисус Христос, как представляется, спросил бы - читал ли Евангелие сам задающий этот вопрос, если читал, то он должен сам знать ответ на него, а если не знает, то говоря о своем знании Евангелия он просто лжет людям, потому что ответ там лежит на поверхности. Иисустворил чудеса, не для себя, ни для забавы, но только для помощи людям, он ни разу ни воспользовался своей божественной природой для себя. И когда фарисеи просили его совершить чудо специально, что бы они в него тут же уверовали, он говорил им: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамений, но они им не будут даны». Зачем метать бисер перед свиньями, они все равно не уверуют. Они не уверовали во Христа, за которым ходили толпы людей, под впечатлением от его учения и чудесных исцелений. Как же можем мы быть выше Христа и показывать, по просьбе интересующихся зрителей, которым нужно только хлеба и зрелищ, как же мы можем показывать чудеса. Тем более с нашей слабой верой, которая не позволяет нам не только передвигать горы, но и как часто бывает, просто глубже ознакомиться с Евангелием.

11:25И когда стоите на молитве, прощайте, если чтó имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

11:26Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Почему, после предшествующих стихов 23,24 о творении чудес, Христос сразу заговорил о прощении и прощении грехов.

Тем самым подтверждается, что Христос говорил более о духовном, используя при этом метафоры, сравнения. И главное чудо - это чудо перерождения, прощения и очищение от грехов.

В историческом плане проклятие смоковницы - это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его. Но Священное Писание - это не архив чудес и высоконравственных проповедей, не музей проклятий и благословений. Все, что делал евангельский Христос, Он продолжает делать и поныне - любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены... Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей. Заповедей, усвоенных формально, не изменивших человеческое сердце... Поэтому евангельский рассказ о проклятии Христом бесплодной смоковницы служит вне-историческим и вневременным напоминанием всем поколениям христиан, что на месте бесплодного растения может оказаться любой человек.

Просим Вас ответить на анкету ниже:

Пост ВКонтакте:

47. Притча о бесплодной смоковнице

Земная жизнь дана нам не для того, чтобы мы жили в свое удовольствие и как нам вздумается, но чтобы потрудиться, угодить Богу и принести Ему те плоды, которые Он ждет от нас. Эта простая истина содержится в Евангельской притче о бесплодной смоковнице.

Некоторый человек имел виноградник, в котором была также посажена смоковница, по-нашему инжир. Смоковница не приносила плодов несколько лет подряд. И вот хозяин сказал садовнику: сруби ее, зачем она зря землю занимает? Но садовник любил свои деревья и стал упрашивать хозяина: подожди еще год, я ее удобрю и окопаю, посмотрим, может быть, тогда принесет плод? Если же нет, то через год срубишь ее.

Притча эта имеет сразу несколько смыслов. Напрямую она, конечно, относится к израильскому народу, изображенному здесь под видом смоковницы. Однако она может иметь и другое толкование, в соответствии с которым виноградник - это Церковь Христова, а смоковница - каждый член Церкви, каждый христианин. Хозяин виноградника - Бог Отец. Садовник - Христос. Таким образом, эту притчу мы должны применить к себе. Каждый из нас - смоковница, посаженная в Божием саду, то есть в Церкви. Как от дерева требуется, чтобы оно приносило хозяину плоды, так от каждого из нас Господь ждет, чтобы мы приносили Ему те плоды, ради которых Он нас создал и привел в Свою Церковь. Под плодами следует понимать христианские добродетели: любовь к Богу и к людям, милосердие, кротость, смирение, великодушие, мужество, щедрость. Если мы приносим это, то Господь радуется о нас, как радуется хозяин сада, глядя на усыпанные прекрасными плодами деревья. Господь - очень милостивый хозяин, Он готов терпеть и ждать, даже если мы приносим совсем мало плодов. Однако, когда христианин совершенно перестает приносить плоды добрых дел, а плодит только колючки зла, тогда Бог Отец говорит Сыну Христу: зачем этот человек зря занимает землю, занимает место в Церкви, - не лучше ли освободить это место для другого, - того, кто будет плодоносным? Однако Христос, Который Сам стал человеком и умер за спасение людей, всегда ходатайствует за них перед Небесным Отцом и Своим милосердием как бы связывает Его правосудие. Он упрашивает Отца подождать, пока Он Сам создаст все условия для того, чтобы человек исправился и принес плоды. Эта доброта и забота Христа видны из того, что садовник в притче собирался удобрить смоковницу. Ведь смоковницы в южных странах обычно не удобряют, они растут там сами по себе, нередко прямо на обочине дороги. Если же садовник хотел ее удобрить, то это значит, что он действительно любил и жалел это бесплодное дерево, так что готов был сделать для него то, чего обычно никто не делает. Так поступает и Христос: Он готов создать человеку все условия для духовного роста, лишь бы человек исправился и принес плоды. Если же и после этого он не исправляется и нет никакой надежды, что он изменится к лучшему, тогда уже угрожает ему посечение, как бесплодному дереву…

Есть и еще одно возможное понимание этой притчи - в отношении всего человечества. В соответствии с ним виноградник - это мир, смоковница - человеческий род, хозяин - Бог Отец, садовник - Христос. Как каждый отдельный человек, так и все человечество в целом должно приносить Богу те плоды, которые Он ждет от него, - плоды святости и праведности. Пока мир рождает святых, он будет стоять. Но когда среди людей совершенно иссякнет остаток святости и праведности, тогда Господь прекратит существование этого мира, ибо оно не принесет уже добрых плодов, но послужит лишь для умножения зла.

Итак, время земной жизни дано нам, братия и сестры, для того, чтобы мы принесли Богу плоды праведности и христианского совершенства. Эту цель мы всегда должны иметь перед собой и ради нее должны подвизаться. Обрадуем же этим Господа нашего, сделаем Ему приятное, принесем угодные Ему плоды добродетельной жизни. Ведь тогда и нас Господь сделает участниками в Его радости, тогда и мы, по слову Евангелия, войдем в радость Господа нашего, в радость, не имеющую конца. Аминь.

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

ПРИТЧА О СМОКОВНИЦЕ (Лк. XIII, 4-9)Или те 18, каких задавила башня, когда завалилась, полагаете ли вы, что они больше того заслуживали из всех жителей Иерусалима?Нисколько. Но если не обдумаетесь, все точно так же погибнете.И сказал им такую притчу: у одного человека росла в саду

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

О Бесплодной Смоковнице «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу, сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в

Из книги Из глубин греха в отчий дом: Проповеди, интервью, доклады автора Малин Игорь

ПРИТЧА О СМОКОВНИЦЕ (Евангелие от Луки 13:6–9) В Евангелии есть притча, которая часто читается в Церкви под Новый Год. Это притча о смоковнице. Из года в год мы перечитываем эту притчу. Многие из нас знают ее наизусть. И, наверное, каждый из нас может сказать: «Эта притча

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о бесплодной смоковнице Во многих притчах Иисус Христос говорил о долготерпении и милосердии Божием, о том, что Отец небесный не желает погибели грешника, но желает исправления его, и всегда готов принять кающегося.«Один человек, – говорил Он, – имел в саду своем

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Об иссохшей смоковнице Незадолго до Своей крестной смерти Спаситель шел из Вифании со Своими учениками. Дорогой Он почувствовал голод и подошел к смоковнице, которая росла недалеко от дороги, чтобы посмотреть, нет ли на ней плодов. Но на ней кроме листьев ничего не было.

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

Напоминание о покаянии и притча о бесплодной смоковнице Лк. 13, 1–9 В это время совершилось в иерусалиме кровавое событие, которое дало господу случай об ратиться к слушателям с предостережением о неотложной нужде покаяния. При огромном стечении народа в храме на великие

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

47. Притча о бесплодной смоковнице Земная жизнь дана нам не для того, чтобы мы жили в свое удовольствие и как нам вздумается, но чтобы потрудиться, угодить Богу и принести Ему те плоды, которые Он ждет от нас. Эта простая истина содержится в Евангельской притче о бесплодной

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Письмо 272 бесплодной жене, о детях Глубоко скорбишь о том, что не имеешь детей. Сетуешь на мужа, считаешь его виновником. Дерзаешь роптать и на Творца. Не бери грех на душу, покорись воле Божией. Ибо дитя по Его воле родится, а родители лишь проводники благой воли Творца. В

Из книги Впервые в Библии автора Шалев Меир

Притча о бесплодной смоковнице (Лука 13:6-9). Под образом хозяина виноградника в этой притче разумеется Господь Бог, который ждет покаяния еврейского народа, представленного в притче под образом бесплодной смоковницы. Садить смоковницу в винограднике необычное дело, но в

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

«Ни бесплодного, ни бесплодной» Как я уже сказал, смех Сарры и Авраама родился из их обоюдной печали. Но ее печаль была иной и более сильной, чем его. В отличие от Сарры, Авраам не был бесплоден и уже родил сына. Его слова, обращенные к Богу: «Хотя бы Измаил был жив пред лицем

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Притча о смоковнице. 13.28-31 - «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

ГЛАВА 27. Обличение фарисеев и законников на обеде у фарисея. Наставления ученикам. Беседа о любостяжании. Притча о богаче. Притчи о рабах, ожидающих возвращения господина своего, и о благоразумном домоправителе. Речь Иисуса по поводу известия о казни Пилатом галилеян.

Из книги автора

Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике Служение Иисуса приходило к концу. Ему надлежало

Из книги автора

Проклятие бесплодной смоковницы Переночевав в Вифании, Христос на другой день рано утром опять пошел с апостолами в Иерусалим. По дороге Он почувствовал голод и, увидев у дороги покрытую листьями смоковницу, подошел к ней, чтобы подкрепиться ее плодами. Смоковница

Спрашивает Natalia
Отвечает Александра Ланц, 11.01.2011


Вопрос : "Объясните, пожалуйста, почему Иисус проклял смоковницу, тем более, было не время плодоносить? ведь гораздо убедительнее, если бы Он сделал так, чтоб на ней появились плоды?"
Мир вам, Наталия!

Вы спрашиваете об этом отрывке:

"и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла".

Для того, чтобы понять действие Иисуса, надо знать, что смоковница (ещё это растение называют фиговым деревом или инжиром) имеет очень интересную особенность. Завязи плодов на ней появляются ещё до того, как начинают распускаться листья.

По тексту мы видим, что Иисус подошёл к дереву, которое уже всё было в листьях, но кроме листьев на нём ничего не было, хотя завязи уже должны были превратиться в наполняющиеся силой смоквы. Получается, что это дерево, которое по природе своей должно было уже нести на себе начало будущего урожая, так и осталось бы без плода... только листья.

То, что сделал Иисус, - это урок для всех нас.

Вот мы называем себя христианами (смоковница), вот мы заявляем, что присоединены ко Христу (как дерево имеет почву и воду и солнце)... чего следует ожидать? Завязей будущих плодов. Но мы покрываемся красивой крупной листвой: добрые дела, правильное поведение, великолепные богослужения, прекрасное пение, потрясающие храмы или дома молитв... - а завязей так и нет, поэтому и плодов уже не будет , потому что завязи должны были появиться до того, как вся эта красота нарастёт.

Вы хотите, чтобы Иисус даровал смоковнице плоды, заставив её растить то, от чего она отказалась изначально? Со смоковницей, Он возможно и сделал бы это, ведь перед Ним было просто дерево, но Иисус должен был преподать урок Своим ученикам. А урок в том, что Он не станет чудесным образом закладывать в человека то, что должно было расти в нем (в ней) с самого начала, с того самого момента, как он(она) признал(а) Иисуса своим Спасителем (). Если человек желает ходить в красивых смоковных листьях (), не позволяя Духу растить в нём(ней) настоящие праведность, святость, истину, благость (), то такой человек обязательно однажды окажется засохшим деревом, которое бросят в огонь ().

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

21 фев

(Евангелие от Луки 13:6-9)

6 . И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

7 . и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8 . Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -

9 . не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.


Истолкование:

Давайте я сначала постараюс ь объяснить образы, которые показаны в этой притче. В этой притче господином виноградника показан сам Бог. 1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой -- виноградарь. (От Иоанна 15:1 ) }. Бог имел у винограднике посажанную смоковницу. Смоковница это плодовитое дерево, которое приносит плоды. Людей можно сравнить из смоковницей. СМОКОВНИЦА, СМОКВЫ (Ис. 34:4, Вт 8:8, Мф. 21:19, Ин 1:48, От 6:13 и др.) хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в Свящ енном Писании. Плоды смоковницы, или смоква в естественном виде походит на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину и листья оной широки (Быт 3:7) . В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражение "сидеть под смоковницею" иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар 4:25, 4 Пар 18:31, Ин 1:48) . Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода, в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мф. 21:19) . Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн. 2:13, Мф. 24:32) . Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер. 5:17, 8:13, Иол. 1:7,12) . Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида:

Ранние смоквы (Песн. 2:13) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер. 24:2). Так пророк Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. "Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я oтцoв ваших", - говорит он (Ос 9:10) . В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Пророк Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: "Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть" (Наум. 3:12) .

Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве и их можно хорошо сохранять.

Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их собирают даже в после зимние время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше чем первые, продолговатые, и обыкновенно бывают темного цвета.

Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (1Цар 25:18) . Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но кроме того они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Пророк Исаия сказал: "возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (царя Езекии), и он выздоровел" (4Цар 20:7) .

Бог пришел у виноградник чтобы собрать плодыи пришел искать плода на ней, и не нашел;

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Евангелие от Иоанна 15:1-6 ).

Дерево, которое не приносять плод, срубают и бросают в огонь. 10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Евангелие от Матфея 3:10) .

Давайте представим себе такую картину. Например, у нас есть свой сад или плодовитое дерево. И вот мы дождались время урожая. А наше дерево не принесло плод. Что же мы будем делать с ним? Я думаю, что каждый человек сказал бы: « Давай я срублю это дерево, которое не приносит плод. Его можно использовать для обогрева дома, больше с него ни какой пользы нет!»

Деревья приносят разные плоды, одни приносят хорошие плоды, а другие плохие плоды. Не возможно чтобы было все наоборот. 17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.(Евангелие от Матфея 7:18) .

Деревья распознаются по плодам. 33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. (Евангелие от Матфея 12:33) .

В новом завете Иисус Христос видел смоковницу . 19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Евангелие от Матфея 21:19) . Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов, и время года показывало, что время собирания смокв уже наступило; Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Бог хочет, чтобы мы приносили много плода. 8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. (Евангелие от Иоанна 15:8 ) .

2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни…, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. (Откровение 22:2) .

Обратите внимание, что господин хотел срубить смоковницу . 7. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? (Евангелие от Луки 13:7) . Господин хотел получить какую то пользу с смоковницы. В притче сказано, что Он три года ждал от смоковницы плодов. Господин принимает решение: с рубить смоковницу. Но дальше в притчи за смоковницу заступаетсявиноградарь.

8. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -

9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий _год_ срубишь ее.

(Евангелие от Луки 13:8-9).

Мы видим, что виноградарь не хотел, чтобы господин срубал смоковницу. Виноградаря в этой притчи можно сравнить с Иисусом Христом. Виноградарь в притче делает все для того, чтобы смоковница принесла плоды.Обкапывает смоковницу, удобряет землю навозом. Виноградарь дает еще один шанс, чтобы смоковница принесла плоды. Иисус Христос есть наш ходатай перед Богом. Он пострадал за всех нас, умер на кресте и в третий день воскрес. Иисус Христос, как виноградарь в этой притче просит у Бога, не срубить смоковницу. Иисус Христос дает нам с вами шанс исправится на протяжении года. Какой чудный и милостивый наш Иисус Христос. Не желает смерти грешника! Хочет, чтобы все спаслись. От нас самых зависит наше спасение! Бог желает, что бы мы принесли обильный плод.

Нашу с вами жизнь можно сравнить из смоковницей. Каждый из нас отдельно растет как дерево. Бывает очень часто, что мы приносим худые плоды. Доброе дерево должно приносить добрые плоды. Если Иисус Христос является нашим виноградарем, то мы соответственно должны приносить добрые плоды, угодные Богу. Давайте задумаемся, что означает плод? Плоды можно сравнить с делами каждого человека. В библии написано, что каждый человек будет судим по своим делам. Если мы хотим жить с Богом вечно, мы должны делать добрые дела, приносить плод. 16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. (Евангелие от Иоанна 15:16) . Бог нас нашел и избрал. Надо помнить нам, что мы все блуждали в этом мире. Бог избрал нас еще, когда мы были грешники. И как часто бывает больно Нашему Небесному Отцу, когда Он не находит у нас плода. Давайте будем справляться! Бог дал нам все необходимое для нас. Нам остается лишь принести обильные плоды, чтобы приобрести вечную жизнь с Иисусом Христом.