Присадка в двигатель от стука поршней. Liqui Moly CeraTec – тест на снижение шума двигателя

Если в среде автолюбителей задать вопрос, будут ли они пользоваться присадкой в моторное масло, то ответы непременно разделятся. Одни будут ярыми приверженцами использования присадок, другие столь же ярыми противниками. Большинство же займет нейтралитет и предпочтет воздержаться от какого-либо мнения.

Те, кто выступают против использования присадки, считают, что производитель сделал для двигателя все, что мог, и что лучше уже не будет. Это утверждение и верно, и неверно. Чисто экономически автопроизводителю важно, чтобы автомобиль без проблем отработал гарантийный срок, а дальше уже заботы автовладельца (который все равно придет за новой машиной, и чем раньше, тем для производителя лучше).

А что же автовладелец? Он единственный, кто заинтересован в том, чтобы все механизмы его машины исправно функционировали как можно дольше. Получается, что ему необходимо использовать присадки в ходе эксплуатации. На этом строят свой бизнес множество компаний, предлагая водителям панацею, порой сомнительную, а то и вовсе вредную для двигателя…

Среди надежных и проверенных поставщиков автомобильной химии отдельное место занимает немецкий концерн Liqui Moly. Товары, предназначенные как для массового потребительского авторынка, так и для профессионального сегмента, в том числе автомобильные масла и присадки, проходили многократные проверки, что подтверждает неизменно высокое качество продукции. В нашей статье мы расскажем о присадке в масло Liqui Moly CeraTec.

По информации производителя, присадка Liqui Moly CeraTec создана на основе синтетического молибдено-органического комплекса и частиц микрокерамики. Присадка сглаживает микронеровности и упрочняет поверхностные слои металла, обеспечивает экстремально низкий коэффициент трения. Полученная антифрикционная пленка обладает долговременным эффектом и сохраняется на протяжении 50 000 км пробега. Используется с любыми стандартными моторными маслами. Позволяет увеличить ресурс двигателя, снизить расход топлива и масла, способствует увеличению мощности двигателя и снижению шума.

Ранее мы уже публиковали несколько тестов этой присадки. Так, в Германии, в исследовательском центре Automobil-Pruftechnik Landau GmbH (APL), присадка испытывалась на нагрузку в паре трения на зубчатых шестернях. Во время тестов она показала более чем двукратное превышение нагрузки на пятно контакта по сравнению со стандартным моторным маслом. .

Также мы провели лабораторные исследования препарата для определения его состава. Выявленный набор микроэлементов указывает на то, что в продукте используется молибдено-органический комплекс вместе с классическими антизадирными присадками на основе ZDDP и микрокерамика на основе нитрида бора: .

В данном тесте мы проверяем другие заявленные свойства присадки, а именно снижение шума двигателя.

Для этого присадка была залита в два автомобиля - Toyota Tundra I, 2001 г. выпуска, двигатель 4,7 л, пробег 120 тыс. км и Mitsubishi Pajero IO, 2000 г. выпуска, двигатель GDI 1,8 л, пробег 150 тыс. км. Масло в обеих машинах было свежее. Производился замер шума двигателя до применения присадки, непосредственно после применения присадки и примерно через 200 км пробега.

Таблица замера шума работы двигателя после использования присадки в моторное масло Liqui Moly CeraTec (дБ)

Результаты замеров для Toyota Tundra I показали снижение шума двигателя на 1,2 дБ непосредственно после того, как присадка Liqui Moly CeraTec была залита в двигатель, и на 1,8 дБ после того, как двигатель прошел 200 км.

Результаты замеров для Mitsubishi Pajero IO более впечатляющие. Сразу после заливки Liqui Moly CeraTec уровень шума работы двигателя снизился на 1,4 дБ, а после пробега 200 км - на целых 6,5 дБ. В ходе тестов было отмечено, что после применения присадки ушел шум гидрокомпенсаторов, что скорей всего и определило такое значительное снижение шума двигателя.

На видео Дмитрий Рудаков, технический специалист компании Liqui Moly.

Выводы

Результаты теста показали, что после применения присадки в моторное масло Liqui Moly CeraTec наблюдается снижение уровня шума двигателя, причем для одного из тестовых автомобилей величина снижения составила 6,5 дБ, что очень существенно. Если не ограничиваться текущим тестом, а посмотреть на совокупность ранее проведенных исследований, то можно утверждать, что Liqui Moly CeraTec подтверждает свойства, заявленные производителем.

Liqui Moly CERA TEC – присадка в масло для снижения трения, тест

ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКТА: присадка в масло для снижения трения Liqui Moly CERA TEC является суспензией на основе микрокерамического твердого смазочного материала и химически активных веществ в минеральном масле. Используемая комбинация снижает трение и защищает двигатель и коробку передач от износа, что предотвращает дорогостоящие ремонты и продлевает срок службы агрегатов.

Присадка Liqui Moly CERA TEC обладает высокой механической и термической стабильностью и обеспечивает прекрасную смазку даже в самых экстремальных условиях. Ее использование повышает плавность хода двигателя и коробки передач. Присадка экономит энергию, снижает расход топлива и тем самым выбросы вредных веществ. При этом Liqui Moly CERA TEC контактирует непосредственно с металлической поверхностью и защищает двигатель при пробеге до 50000 километров, в том числе при проведенных заменах масла.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ: присадка в моторное масло Liqui Moly CERA TEC является самосмешивающейся и совместимой со всеми моторными маслами, имеющимися в продаже. Она прекрасно подходит для смазываемых маслом коробок передач, насосов и компрессоров. Присадка Cera Tec испытана также на автомобилях с турбонаддувом, катализатором и противосажевым фильтром. В новых автомобилях Liqui Moly CERA TEC поддерживает обкатку двигателя и защищает его от чрезмерного износа. При размере частиц менее 0,2 мкм присадка обладает абсолютной проходимостью через фильтрующие элементы масляных фильтров. При этом запрещается ее использование в автоматических коробках передач и мотоциклах со сцеплением, работающим в масле.

При применении присадку в масло Liqui Moly CERA TEC необходимо залить в моторное или трансмиссионное масло, причем не важно, горячее оно или холодное. Рекомендуется заливать Liqui Moly CERA TEC при замене масла - вместе со свежим, в остальных случаях после применения присадки должно оставаться по меньшей мере 5000 км остаточного пробега до следующей замены масла, чтобы Liqui Moly CERA TEC могла подействовать на детали механизма.

КАК ДЕЙСТВУЕТ ПРИСАДКА в масло для снижения трения Liqui Moly CERA TEC? Частицы керамики со структурой, аналогичной графиту, заполняют имеющиеся в металле шероховатости и таким образом препятствуют прямому контакту металла с металлом. Химически активное вещество (frictionmodifier - трибомодификатор) использует имеющуюся энергию трения для текучего - то есть неабразивного - выглаживания неровностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

ЧТО ТЕСТИРОВАЛОСЬ: в процессе стендовых испытаний исследователи центра APL определяли относительную несущую способность смазочных масел по задирам. При проворачивании зубчатых шестерней стенда под нагрузкой между боковыми поверхностями зубьев возникает трение качения и скольжения одновременно. Под действием нагрузки масляная пленка между поверхностями зубьев может не выдержать, что приведет к возникновению сухого трения между поверхностями. Это будет означать, что масло не справилось со своей задачей. Из-за этого возникают такие явления, как кратковременное локальное сваривание и разрывы боковых поверхностей зубьев, вследствие чего возникают задиры, и первоначально гладкая боковая поверхность зубьев повреждается. Происходит ухудшение плавности хода зубчатой передачи вплоть до выхода шестеренок из строя.

КАК ПРОХОДИЛИ ТЕСТЫ: на испытательном стенде по методу FZG к испытательному маслу было добавлено 6% присадки в масло Liqui Moly CERA TEC. С каждой серией испытаний нагрузка на зубчатую передачу возрастала за счет увеличения веса нагрузки. Тем самым увеличивалось давление между поверхностями зубчатой передачи. Целью испытания было достижение ступени усилия, приводящего к повреждению поверхностей шестеренок. Эта ступень считается достигнутой, когда сумма длины всех задиров на зубьях шестерен составляет более 20 мм. При достижении такого усилия испытание заканчивается.

Контрольное масло дошло до 4-й ступени усилия, после чего произошло повреждение поверхности. При этом нагрузка на передачу, смазываемую маслом с добавлением присадки Liqui Moly CERA TEC, дошла до 9-й ступени усилия.

Liqui Moly CERA TEC заметно повышает резерв мощности, это подтверждает защиту от износа мелкими керамическими частицами, - делает заключение Петер Кунц, который курировал испытания.

Первоначальный скепсис Кунца отступает: «Я ошеломлен результатом испытаний! Продукт обеспечил увеличение усилия. Действительно, все намного лучше!».

Проведенные испытания подтвердили, что при использовании присадки в масло Liqui Moly CERA TEC снижается трение, уменьшая тем самым износ трущихся деталей. Это в свою очередь приводит к тому, что агрегаты выдерживают большую нагрузку, что при регулярном использовании может привести к сокращению ремонтных работ и увеличению длительности службы.


Несмотря на то, что вокруг присадок ходит очень много споров и встречаются крайне противоречивые мнения на их счёт, эти средства остаются крайне популярными и востребованными на рынке.

Широкое разнообразие брендов и названий несколько усложняет поиски действительно хорошего, качественного и эффективного средства, предназначенного для тех или иных задач.

Довольно часто автомобилистов интересует хорошая присадка для гидрокомпенсаторов. Средство, используемое для нормализации работы этого узла, представлено на рынке не так обширно, как некоторые другие категории добавок. Но всё равно к выбору присадки нужно подходить максимально внимательно, учитывая назначение, свойства и возможности препарата. Одну из ключевых ролей в плане работоспособности добавки играет производитель.

Понятие о гидрокомпенсаторах

Гидрокомпенсаторами называют разновидность и элемент масляной системы двигателя, которую широко используют в конструкции современных автотранспортных средств. Ключевой задачей гидрика выступает автоматическая регулировка тепловых клапанов, реализуемая за счёт подачи смазывающей жидкости (моторного масла) в строго контролируемом и заданном количестве.

Во многом качество и эффективность подачи зависит не только от гидрокомпенсатора, но и от изначального качества используемого масла для силового агрегата.

Если масло качественное, оно всё равно с течением времени теряет свои характеристики и свойства. Также нельзя исключать вероятность износа самих гидрокомпенсаторов. Далеко не во всех случаях, когда наблюдается стук в моторе по вине компенсаторов, можно решить проблему путём обычной заливки .

Зачем используются присадки

Нельзя сказать, что рассматриваемые добавки предназначены именно для улучшения работоспособности и состояния непосредственно самих гидрокомпенсаторов. Специализированные присадки направляют своё действие на то, чтобы очистить клапаны и масляные каналы, снизить уровень шума при работе мотора и обеспечить оптимальное функционирование всех компонентов смазочной системы.

Соответствующие присадки в основном изготавливаются на основе компонентов, которые призваны повысить эффективность и густоту смазки. Но есть и другая категория добавок для гидрокомпенсаторов, используемых при необходимости очистки и промывки масляной системы. Для этого вещество просто заливают в моторное масло, а через некоторое время проводят его полную замену.

Использовать присадки можно на любых типах автотранспортных средств, вне зависимости от используемого топлива. Поэтому они предназначены для моторов, функционирующих на дизеле и бензине. Добавка не влияет на показатели вязкости, а также не способствует проявлению каких-либо химических реакций, смешиваясь со смазочным материалом.

Это делает гидрокомпенсаторные присадки достаточно универсальными. Но всё равно на тип и изготовителя важно обращать внимание при покупке.

Применение добавок рассчитано на получение нескольких основных эффектов. Присадка заливается, чтобы:

  • устранить шум при наличии проблем в работе гидрокомпенсаторов;
  • очистить отверстия в клапанах;
  • улучшить качество смазывающей жидкости;
  • повысить эффективность смазывания внутренних компонентов.

Помимо своей универсальности, специальные добавки не вредят окружающей среде. То есть после их применения уровень загрязнённости выхлопа не увеличивается по сравнению с его стандартной токсичностью для того или иного двигателя.

Причины возникновения стуков

Прежде чем бежать в магазин за упаковкой присадок, предназначенных для гидрокомпенсаторов, поскольку те начали стучать, нужно разобраться в самой природе и причинах происхождения этих стуков.

Далеко не всегда стук в моторе должен становиться причиной впадать в панику, ехать в автосервис и проходить комплексную диагностику. Хотя периодическая проверка, даже без явных признаков неисправностей, лишней никогда не бывает.

В некоторых случаях и на некоторых машинах стук в двигателе может проявляться на холодную, то есть когда мотор ещё не успел прогреться. Но спустя некоторое время, достигнув рабочего диапазона температур, стук пропадает. Тут ничего критичного нет, и не обязательно разбирать мотор и заниматься дополнительными ремонтно-восстановительными работами.

Совсем иначе следует воспринимать ситуации, в которых стук не пропадает даже после полного прогрева силовой установки. Продолжающийся стук говорит о наличии довольно серьёзных проблем. И если сейчас вы не ощущаете негативных последствий от постороннего шума, они могут проявиться очень скоро и в самый неожиданный момент.

Одной из причин возникновения стука в двигателе выступает износ , плунжерной пары, а также кулачков, использующихся в конструкции распредвала. Нельзя исключать причину в виде низкокачественного масла или не подходящей для конкретного мотора смазки. Такое масло порой провоцирует выход из строя гидрокомпенсаторов, что проявляется в виде назойливого стука в двигателе.

Многие автомобилисты часто игнорируют подобную симптоматику. Но это проблема технического характера, из-за которой уже через короткий интервал времени могут зависнуть клапана и выйдет из строя весь газораспределительный механизм. И тут речь идёт о куда более внушительных финансовых тратах, нежели покупка профилактической присадки.

Способны ли присадки справиться со стуком

Достаточно актуальный вопрос, который и привёл к разделению автомобилистов на два противостоящих друг другу лагеря. Одни уверены, что в присадках нет никакого толку, и если гидрокомпенсаторы стучат, то нужно их менять. Другие же считают добавки полезным приобретением, способным нормализовать ситуацию и вернуть мотор к нормальным условиям работы.

Не стоит возлагать на автохимию огромные надежды. Даже самые ответственные производители не позиционируют свои разработки как лекарство и панацею. Очень часто можно услышать и прочитать в инструкциях, что добавка создана для профилактики или противостоит причинам стуков на ранних этапах их проявления.

Практические испытания и различные тесты сумели наглядно доказать, что заливка в масляную систему присадок для гидрокомпенсаторов даёт определённые преимущества и приносит пользу. Качественные составы могут очистить масляные каналы и клапана, удалить накопившиеся отложения, а также снизить интенсивность стука. В некоторых случаях стук уходил полностью, в других же — он просто уменьшался. Но и это является положительным признаком, указывающим на то, что польза от добавки есть.

Профилактическое использование автохимии, направленной в большей степени на недопущение появления стуков от гидрокомпенсаторов, позволяет повысить эксплуатационный срок, а также уменьшить количество проблем с двигателем.

Не всегда стоит торопиться с покупкой присадок типа стоп шум для гидрокомпенсаторов, поскольку не во всех ситуациях автохимия может дать ожидаемый результат. Если речь идёт о серьёзных патологиях и негативных процессах, обусловленных сильным износом системы, потерей эффективности и работоспособности компенсаторов, то тогда добавки не помогут.

В подобных ситуациях единственным правильным решением будет заняться восстановлением правильного функционирования двигателя. Оптимально обратиться за помощью к квалифицированным мастерам. Но некоторые автовладельцы способны своими руками справиться с подобными задачами.

Также присадка для гидрокомпенсаторов, предназначенная для защиты от стуков, не должна быть первоочередным выбором, если срок службы ранее залитого моторного масла подходит к концу. Тут намного правильнее будет заменить и посмотреть, как гидрокомпенсаторы начнут вести себя после этого мероприятия.

А вот когда присадка, предназначенная для гидрокомпенсаторов, действительно правильно добавляется в масло, так это при проявлении первых симптомов проблемы. Если после замены смазывающей жидкости в двигателе никаких изменений не произошло и стук остался, стоит попробовать задействовать автохимию.

Эффективнее всего добавка работает в ситуациях, когда детали не сильно износились и по эксплуатационным показателям менять их ещё рано, а также отсутствует возможность провести ремонтные работы. Вот тогда присадка для масляных гидрокомпенсаторов может оказать хорошую помощь автомобилисту.

Покупая специализированную автохимию, важно учитывать, что она делится на несколько категорий. Поэтому добавки для гидрокомпенсаторов бывают:

  • антифрикционными;
  • противодымными;
  • защитными;
  • восстанавливающими;
  • универсальными и пр.

При наличии стука от гидрокомпенсаторов специалисты рекомендуют ориентироваться в большей степени именно на те присадки, которые созданы для устранения посторонних шумов. Универсальные препараты обладают меньшей эффективностью и устранить проблему в виде звука от гидриков они не сумеют в полной мере.

Не забывайте о том, что некоторые добавки предназначены для работы совместно с определёнными видами моторных масел. Читайте внимательнее описание и инструкции, поскольку определённые составы не подходят для заливки в моторы с синтетическим и гидрокрекинговым типом смазочной жидкости.

Ведущие производители и популярные разработки

Далеко не каждая представленная на рынке присадка для промывки и профилактики стуков гидрокомпенсаторов отвечает заявленным характеристикам.

Тут в первую очередь нужно обращать внимание на ведущих производителей и их оригинальную продукцию. Увы, всё чаще на рынке можно встретить подделки. Внешне они выглядят точно так же, как оригинал, но состав у них совершенно неизвестного происхождения. В лучшем случае они не дадут никакого эффекта. В худшем возможно осложнение ситуации из-за изменения химического состава масла после добавления автохимии.

Если говорить о том, какую присадку предпочтительнее залить, когда в двигателе стучат гидрокомпенсаторы, то здесь стоит довериться следующим производителям с хорошей репутацией и доказанной эффективностью их продуктов:

  • Xado.
  • Liqui Moly.
  • Wagner.
  • Autoprofi.

При этом каждая присадка, предназначенная для гидрокомпенсаторов и их очистки, имеет свои отличительные особенности и характеристики. Да, все добавки заливаются в масло. Но важно учитывать их назначение и особенности применения.

Следует рассмотреть несколько добавок, которые пользуются наибольшей популярностью из-за доказанной эффективности.

  • Vita Flush производства компании Xado. Это украинский бренд, выпускающий одни из самых известных и востребованных автомобильных присадок в Европе. Несмотря на своё происхождение, такая добавка пользуется спросом, имеет положительные отзывы и эффективность, доказанную на практике тысячами автомобилистов. В случае с Vita Flush речь идёт о средстве для промывки жиклеров. Это универсальный очиститель с крайне достойными показателями работоспособности. Средство не специализируется сугубо на гидрокомпенсаторах, но и им помогает избавиться от стуков довольно неплохо.
  • Complex Oil Treatment. Также разработка украинского производителя автохимии и присадок Xado. Средство используется для заливки в масло с целью повысить его вязкость и эффективность. Положительно влияет на работу гидрокомпенсаторов, помогает избавиться от стуков. Препарат совершенно безопасен для всех видов двигателей, и его можно спокойно заливать в моторы с турбонаддувом. В состав входит специальный ревитализант, направленный на повышение срока службы двигателя.
  • Wagner Windigo. Компания предлагает специальный очиститель для инжекторных систем, получивший логичное название Windigo Injector Cleaner. Это очищающий тип для двигателя от компании, которая пользуется заслуженной популярностью и уважением среди потребителей. Причём их добавка для гидрокомпенсаторов появилась сравнительно недавно, успев за короткий промежуток времени выйти на один уровень с более именитыми брендами.
  • Oil Schlamm Spulung. Высококачественное решение с доказанной эффективностью от компании Liqui Moly. Нельзя с уверенностью сказать, что именно эта присадка для гидрокомпенсаторов в настоящее время лучше остальных. Но она станет ответом на вопрос о том, какая добавка наиболее популярная. Представленное средство положительно влияет на гидрик в составе масляной смазочной системы двигателя. Позиционируется как мягкое промывочное средство. Его рекомендуется использовать при превышении срока службы масла и при низком качестве смазывающей жидкости. В ёмкости 300 миллилитров, которых хватает на 5 литров смазки. Добавлять рекомендуется в ещё старое масло примерно за 150-300 километров до планируемой замены. При этом автомобиль стоит эксплуатировать не более чем на 2/3 его мощности.
  • Hydro Stoissel Additiv. Ещё один продукт, разработанный ведущим производителей автомобильной химии и присадок в лице Liqui Moly. Позиционируется как устранитель шумов гидрокомпенсаторов, то есть является специализированным средством. Специалисты, как они сами утверждают, разработали особую формулу, позволяющую присадке проникать в наиболее тонкие каналы системы смазки и газораспределения, обеспечивая повышенную эффективность в работе моторного масла. Тем самым все компоненты и сами гидрокомпенсаторы получают необходимое количество и качество смазки, что положительно влияет на устранение шума или хотя бы его снижение. Подходит для бензиновых и дизельных двигателей, оснащённых турбонагнетателем и без него. Добавляется в залитое масло. Для 6 литров моторного масла требуется 300 миллилитров присадки, то есть один флакон.
  • Hidraulic Lifter Care. Разработка немецкой компании Autoprofi, которая входит в топ лучших производителей автомобильной химии и присадок. Препарат предназначен для добавления в моторное масло с целью последующей очистки и защиты гидротолкателей и гидрокомпенсаторов. Эта присадка способна качественно устранить неприятные стуки клапанов силовой установки. Может применяться на любых бензиновых и дизельных моторах. В отличие от некоторых иных средств, эту присадку нужно добавлять непосредственно в свежее масло после замены. На 4-5 литров смазки требуется 250 миллилитров добавки, то есть один флакон. В большей степени используется как профилактическое средство. В сочетании со своевременной заменой моторного масла позволяет избегать появления стуков гидрокомпенсаторов.

Объективно сложно сказать, какая присадка среди рассмотренных решений для гидрокомпенсаторов действительно лучше остальных. Фаворитов здесь нет, как и призовых мест. Каждый препарат положительно может влиять на гидрик, защищать его от засорения, удалять накопившиеся загрязнения и нормализовать работу подачи смазывающей жидкости.

Все представленные присадки обладают примерно одинаковой эффективностью, а также предлагаются на рынке по не сильно отличающейся стоимости.

Но зато это проверенные добавки, прошедшие многочисленные тесты и испытания специалистами, а также обычными автовладельцами. Имеющийся опыт и результаты проверок доказывают, что порой есть смысл использовать присадки для нормализации работы гидрокомпенсаторов. При этом они не помогут в случае серьёзных неисправностей. Это профилактические средства, направленные в большей степени на недопущение появления стуков или же их устранение на самых ранних этапах развития проблем.

Автомобилистам настоятельно рекомендуется своевременно , использовать качественные и соответствующие требованиям автопроизводителя расходники. Добавив к грамотному уходу периодическое профилактическое применение присадок для гидрокомпенсаторов, вы продлите срок службы мотора и сможете отдалить момент, когда двигатель потребует проведения капитального ремонта.

Многие автомобилисты проявляют большой интерес к присадкам, которые используются в двигателе для снижения трения, восстановления изношенных поверхностей и т.д. Мы не могли обойти эту тему стороной. В нашей статье мы постараемся разобраться в присадках и ответим на такие вопросы:

Какого типа бывают присадки ;

Если стучит двигатель, присадки помогут или нет;

Какие положительные и негативные последствия могут ждать двигатель автомобиля после использования присадок.

В современное время рынок автомобильных товаров предлагает всем автолюбителям широкий ассортимент присадок, добавок и прочих активных средств, которые должны продлить жизнь вашего двигателя.

По месту применения все присадки можно разделить на три группы:

Вещества, добавляемые в бензин;

Добавляемые в моторное масло;

Добавляемые в масло трансмиссии.

Бензиновые присадочные смеси – это осушители топлива (удаляющие влагу), очистители внутренних деталей двигателя и антидетонаторы (смеси поднимающие октановое число бензина). Многие автомобилисты пользуются такими присадками, причем делают это довольно успешно. Осушители, без сомнений, полезны, так как они убирают воду, которая имеется практически в любом автомобильном бензобаке. Смеси серии «Октан+», поднимающие октановое число бензина также полезны. Особенно их стоит использовать, если вы заправляетесь на непроверенных заправках. Все, наверное, знают, что при использовании низкооктанового бензина появляется внутренняя детонация, из-за чего мотор очень сильно стучит . Выпускаются и комплексные добавки, которые очищают топливную систему, снимают нагар и удаляют из бензобака скопившуюся там воду. Как показывает опыт, самые качественные добавки выпускаются в Японии.

Присадки, добавляемые в моторное масло можно разделить на две категории:

1. Добавки на основе минеральных порошков. Такие смеси, при попадании вместе с моторным маслом в двигатель , производят микрошлифовку поверхностей трения мотора. Эксперимент с применением такого типа добавок дал положительные результаты. Был взят изношенный мотор, который сильно стучал. В нем заменили моторное масло и добавили такую присадку, после чего его установили на обкаточный стенд. Результат был положительным: двигатель «ожил», компрессия выровнялась, внутренние поверхности цилиндров сгладились.

2. Присадки с металлоплакирующими составами. В состав таких присадок входят мягкие металлы (в ионном виде или в виде мелкодисперсных порошков). При попадании в мотор эти добавки образуют на стенках плакирующий слой, который залечивает имеющиеся микродефекты. Благодаря такому действию восстанавливаются рабочие характеристики подшипников коленвала и других деталей цилиндропоршневой группы, из-за изношенности которых мотор активно стучит . Большим недостатком этой добавки можно считать малую продолжительность действия восстанавливающего эффекта.

Что можно сказать еще о присадках? Да, они действительно помогают стареньким моторам прожить еще некоторое время. Благодаря использованию присадок повышается компрессия, убирается детонация. Мотор уже не стучит и работает ровнее. Так говорят многие автомобилисты, и, в принципе, в чём-то они правы. Некоторые же автомобилисты считают, что такие добавки используются только для самоуспокоения владельца машины. Такое мнение тоже имеет право на жизнь, так как не от всех бед помогают добавки.

Кроме того, есть и отрицательные моменты, возникающие при использовании присадок. О них мы далее и поговорим. Присадки , выполненные на основе минеральных порошков, сильно вредят масляным клапанам (они их просто засоряют). Следующий недостаток – большинство внутренних поверхностей двигателя прошли технологическую обработку, которая называется хонингование (на поверхность наносятся мелкие «риски», служащие для задержки масла на этих стенках). Так вот, при использовании присадок с металлоплакирующим слоем, такие «риски» просто выравниваются со всей поверхностью. В результате масло не задерживается на стенках и это приводит к увеличению интенсивности износа. Интересно еще и то, что крупные производители моторных масел и автопроизводители категорически не советуют использовать присадки.

Но как бы то ни было, если вы уже решили применять присадки, то мы советуем вам приобретать только брендовый товар, забудьте о добавках неизвестного происхождения. Приобретая добавку, обязательно изучите состав, там не должно быть воды. Кроме того, перед использованием купленной присадки, прочитайте инструкцию — ни в коем случае нельзя превышать указанную там норму расхода. Будьте внимательны!

Не стоит использовать добавки в новом автомобиле. Вы должны помнить, что все манипуляции со «свежим» авто должны производиться только в авторизированном сервисе, иначе вы можете потерять гарантию.

Присадки в масло, снижающие шум в двигателе, представляют собой модификаторы для повышения трения (friction enhancers). Благодаря использованию таких присадок снижается риск появления вибраций и шума, которые возникают в результате скольжения с перепадами коэффициента трения, присущего мощным узлам трансмиссий, которые оснащены «мокрыми» тормозами. В роли таких добавок используются соединения, молекулы которых обладают сильными полярными группами, обеспечивающими надежное прилипание, и короткой линейной частью, в определенных случаях существенно улучшающей сцепление.

Виды гидрокомпенсаторов

К таким соединениям относится ряд детергентов и сульфидов. Данные присадки добавляют в масла для автоматических коробок передач, гидромеханических передач, дифференциалов с повышенным трением и т.д.

Достаточно часто возникает вопрос: действительно ли такие присадки убирают стук гидрокомпенсаторов в двигателе? Ответ на этот вопрос положительный, но желательно все же понимать, с чем это связано. В зависимости от типа конструкции газораспределительного механизма гидравлические компенсаторы подразделяют на четыре основные разновидности:

  • гидравлические толкатели;
  • гидротолкатели роликовые;
  • гидравлические опоры;
  • гидроопоры, устанавливаемые в рычагах или коромыслах.

Независимо от конструктивных особенностей все гидрокомпенсаторы действуют по одинаковому принципу и имеют одно и то же назначение – компенсируют тепловой зазор между толкателем в клапане и распределительным валом в газораспределительном механизме двигателя, вне зависимости от конкретной марки автомобиля. В роли рабочей жидкости при этом выступает моторное масло.

Под действием усилия, создаваемого кулачком распределительного вала и пружиной клапана, происходят возвратно-поступательные движения гидрокомпенсатора. Во время нахождения гидрокомпенсатора в наивысшей точке масляные каналы, имеющиеся на нем, совпадают с каналами на головке блока цилиндров, в результате чего моторное масло проникает в полость корпуса, после чего через расположенное в днище углубление поступает в плунжерную полость, а оттуда через обратный открытый клапан – в поршневую полость.


Присадка для устранения шумов гидрокомпенсаторов

Во время движения корпуса вниз на него воздействует кулачок распределительного вала, в результате чего прекращается поступление масла в корпусную полость. Пружиной клапана, обладающей намного большим усилием, чем пружина гидрокомпенсатора, клапан удерживается от перемещения вниз, что вызывает перемещение поршня вглубь корпуса с преодолением сопротивления пружины, и в нем возрастает давление масла.

В связи с этим начинается закрытие обратного клапана. После превышения давления масла в поршневой полости над корпусной полостью, что связано с меньшим объёмом, происходит полное закрытие обратного клапана, и начинается работа гидрокомпенсатора как единого твердого тела, передающего толкательные движения с кулачка распределительного вала на клапан.

После того, как давление на гидрокомпенсатор в кулачке распределительного вала проходит пиковое значение и начинает ослабевать, начинается распрямление пружины клапана, которая перемещает гидрокомпенсатор через клапан. В определенный момент начинается также уменьшение давления масла в гидрокомпенсаторе, и уже после того происходит открывание обратного клапана. После возвращения гидрокомпенсатора в высшее положение происходит совмещение его масляных каналов с головкой блока цилиндров, результатом чего становится частичная замена масла.

Именно в результате использования масла низкого качества, его несвоевременной замены и несоблюдения условий эксплуатации и возникает большинство неисправностей гидравлических компенсаторов, в результате чего может появляться шум, который призваны устранять противошумные присадки в трансмиссионое масло.

К основным причинам неисправностей гидрокомпенсаторов относят:

  1. Увеличивающийся зазор в плунжерной паре, приводящий к повышенным утечкам масла. В этом случае гидравлический компенсатор не справляется с выбиранием зазоров в газораспределительном механизме. Источником возникновения этой неисправности обычно является повышенный абразивный износ, вызванный отсутствием своевременного обслуживания и использования некачественного масла.
  2. Отсутствие герметичности при закрытии обратного клапана, которое препятствует возможности создать достаточное давление. Вызывается обычно засорением или износом.
  3. Заклинивается плунжерная пара, что приводит к полному выходу гидрокомпенсатора из строя в результате закоксовки и попадания грязи.
  4. Засоряются масляные каналы.

Теперь, при наличии основных сведений об устройстве, принципах работы и возможных неисправностях можно вести речь и о том, как влияют присадки для удаления шумов на гидрокомпенсаторы, а также о возможности выполнения ремонта в случаях, когда компенсаторы выходят из строя.

Неисправности, вызванные изнашивающимися сопряженными поверхностями трения в гидравлических компенсаторах, устраняются путем применения специальных присадок в масло, обеспечивающих в процессе работы формирование новой структуры, которая не только частично восстанавливает геометрические размеры деталей, но и позволяет плотно удерживать более «толстые» слои масла. Таким образом обеспечивается гидравлическая плотность узла, в результате чего происходит полное восстановление функциональных свойств гидрокомпенсаторов.

Неисправности, вызванные отсутствием герметичности при закрывании обратного клапана вследствие его изнашивания, так же устраняются путем использования присадок «Стоп шум», обеспечивающих восстановление правильной геометрической формы шарика.

Кроме того, благодаря своей очищающей способности, такие добавки в масло способны ликвидировать и такой тип неисправности как заклинивающая плунжерная пара, но при этом необходимо обеспечить подвижность плунжерной пары хотя бы частично.

Подводя итог, можно сказать, что противошумные присадки в масло призваны не только предотвращать неисправности гидравлических компенсаторов и, как следствие, возникающие при этом шумы и стуки, но и устранять уже имеющиеся неисправности в большинстве случаев за исключением полного закоксовывания каналов. И даже в таком случае целесообразным является применение таких добавок параллельно промывке двигателя и ремонту (замене) гидрокомпенсаторов.

Немецкий препарат Liqui Moly Ceratec заявлен как состав, содержащий «специальную микрокерамику». Бельгийский Bardahl Full Metal, намекающий названием на металлоплакирующий эффект, обещает наличие фуллеренов С60 (каждый фуллерен С60 - это стабильное соединение 60 атомов углерода, наносфера, имеющая размер ангстремного порядка). За геомодификаторы трения выступил российский Suprotec Active Plus. Украинский ХАDО 1 Stage Atomic Metal Conditioner производитель назвал «ревитализантом и кондиционером». Какой принцип действия - из названия не поймешь, но фирма знаменита своими геомодификаторами. Да и «ревитализант» из этой породы. Кондиционеры металла представлял американский SMT Oil Treatment.

Но важнее другое - увеличение крутящего момента и его рост в зоне низких и средних оборотов. Именно это обеспечивает улучшение динамики автомобиля, заметное для большинства водителей.

Механические потери

Первая причина роста мощности - уменьшение механических потерь. Их измеряли на стенде методом прокрутки. Двигатель прогревали до рабочей температуры и отключали подачу топлива - заданные обороты поддерживал электродвигатель стенда. Потребляемая им мощность приблизительно равна мощности механических потерь мотора.

И снова эффект дали все препараты. Лучшие показатели - у средств Suprotec и Bardahl, снизивших потери на трение относительно базовых испытаний «чистых» двигателей на 8–9% на высоких оборотах и на 13–15% в пусковых режимах и при минимальных оборотах холостого хода. Кстати, рост крутящего момента двигателя, полученный на внешней скоростной характеристике, близок к величине снижения момента механических потерь.

Компрессия

Вторая причина, влияющая на рост мощности двигателя, - увеличение компрессии . Ее измеряли до испытаний и после их окончания на полностью прогретом двигателе, поддерживая постоянную частоту вращения (300 об/мин) электромотором стенда.

На «здоровом» моторе наблюдается не просто рост компрессии, а еще и ее выравнивание по цилиндрам. В среднем плюс 0,2–0,3 бара. Больший рост на исправных двигателях должен настораживать, ведь он обычно наблюдается на фоне значительных отложений в камере сгорания.

Расход топлива

Обещанного многими кудесниками снижения расхода на 20–30% нет, но и полученные 3–7% - тоже результат. Очень важно, что экономия существенно зависит от режима работы.

Наибольшая экономия, превышающая 10%, наблюдается на холостом ходу и при малых нагрузках, когда влияние механических потерь максимально. В режиме номинальной мощности эффект практически исчезает. Значит, в городских заторах расход топлива будет ощутимо меньше, а на трассе экономия составит не более 2–3%.

Триботехнический состав Suprotec Active Plus для бензиновых двигателей, Россия

Ориентировочная цена 1450 руб.

(требуется два флакона на обработку) Обещано снижение шумов, облегчение холодного пуска, увеличение ресурса двигателя и защита от износа.

+ При обработке мотора в относительно благополучном состоянии дал наибольший эффект. Результаты держатся долго, потому можно верить заявленному сроку действия до 50 000 км. - Применение препарата в две стадии не очень удобно. При лечении «больного» мотора проявил себя не столь эффективно, как на первом этапе испытаний. И дороговато.

Токсичность

Изменение показателей спорит с погрешностью измерений. На стареньких карбюраторных машинах выигрыш был бы заметнее: у них при снижении трения улетают вверх обороты холостого хода, а чтобы их понизить, обедняют смесь. Там зависимость токсичности от степени обогащения очень крутая - вот выбросы СО и падали с 3–4% до 1% и ниже. Электроника же поддерживает постоянный состав смеси, да еще нейтрализатор дополнительно очищает выхлоп, поэтому эффект минимален. А снижение показателей по остаточным углеводородам на нынешних моторах происходит благодаря уменьшению расхода масла на угар. Наши замеры показали, что двигатели после обработки препаратами стали расходовать масла на 15–45% меньше.

Износ

Мы оценивали содержание продуктов износа в пробах масла, отобранных по окончании испытаний, а также взвешивали поршневые кольца и вкладыши подшипников.

Эффекты для препаратов разных групп неодинаковые. Составы Bardahl и Liqui Moly лучше защищают подшипники коленчатого вала, а Suprotec и XADO - поршневые кольца и цилиндры, судя по содержанию железа в пробах отработанного масла. Видимо, подшипники, работающие при более низких контактных давлениях и более благоприятных условиях смазывания, частично компенсируют износ, забирая «строительный материал» из препаратов Liqui Moly и Bardahl. А кольца, работающие в условиях ограниченной смазки, при более высоких температурах и высоких контактных давлениях, лучше защищены слоями, формируемыми геомодификаторами трения.

В целом продуктов износа у всех обработанных двигателей меньше, чем у контрольного мотора, на 12–60%, в зависимости от вида состава. Косвенно это намекает на увеличение ресурса двигателя.

Как здоровье больных?

Предыдущая часть испытаний подтвердила то, что мы видели и раньше. А вот лечить искусственно «испорченный» мотор , насколько нам известно, никто не пробовал, тем более в сравнительном режиме. Напоминаем: на вкладышах подшипников и рабочих поверхностях поршневых колец мы нарезали риски фиксированной глубины. Давление масла резко упало, снизилась мощность, выросли расход топлива и токсичность отработавших газов. Помогут ли теперь присадки?

Они отработали еще по 60 моточасов на каждом моторе. Двигателям явно стало лучше, хотя и в разной степени: совсем чуть-чуть - при использовании SMT, значительно - после препаратов Bardahl, Liqui Moly и Suprotec.

Давление масла подросло, мощность механических потерь снизилась, но до уровня «здорового» мотора показатели не дошли. Поскольку начальные данные всех «больных» моторов немножко разные (идентично «испортить» двигатели крайне сложно), то и сравнивали мы не абсолютные, а относительные значения.

Механизм работы каждого препарата тоже сказывается на эффективности лечения. А еще результат зависит от режимов работы, в которых могут реализовываться разные режимы трения. В принципе их два: граничный, когда толщина разделяющего слоя масла сопоставима со средней суммарной высотой шероховатостей на поверхностях трущихся деталей, и гидродинамический, когда толщина этого слоя существенно (минимум в три раза) больше высоты шероховатости. Геомодификаторы существенно поднимают показатели в зоне холостого хода и малых нагрузок. Они эффективнее там, где преобладают режимы граничного трения и недостаточно работает гидродинамика. А вот в режимах средних и высоких оборотов, где бал правит гидродинамика, эффективнее составы типа Bardahl. Почему? Мы объясним это чуть ниже, когда рассмотрим структуру поверхностей деталей, обработанных разными составами.

Единственный состав, который дал небольшое (на 4–6%) увеличение твердости поверхностей коренных и шатунных шеек, - Suprotec. При использовании остальных препаратов устойчивого эффекта мы не обнаружили.

А еще мы пожертвовали несколькими вкладышами, сделав из них образцы для машины трения, чтобы измерить коэффициенты трения в паре вкладыш - вал. Масло, в котором работала пара трения, также содержало испытуемые препараты. Изучили динамику изменения этого параметра по мере наработки 250 тысяч циклов нагружения.

Антифрикционная присадка в моторное и трансмиссионное масла Liqui Moly Ceratec, Германия

Ориентировочная цена 1700 руб.

Заявлено снижение трения и износа на протяжении 50 000 км пробега. Использованы специальные микрокерамические частицы совместно с «дополнительным химически-активным» элементом, заполняющим микронеровности.

+ Положительный результат по всем проверявшимся позициям - не самый большой, но видимый и устойчивый. Применять просто. Сравнительно недорого. - А есть ли сохраняемость эффекта на заявленные 50 000 км? Испытания показали, что снижение коэффициента трения не столь значительно, как у других препаратов
При использовании геомодификаторов трения наблюдается четкий этап приработки пары: коэффициент трения уменьшается практически в два раза. У модели, обработанной средством Suprotec, во второй половине испытания он вообще установился на минимальном уровне. С ХАDО снижение коэффициента трения сохранилось и во второй части испытаний, но темп его изменения упал. Замеры температуры масла это подтверждают, ведь она зависит от силы трения.

У составов Bardahl и Liqui Moly, наоборот, коэффициент трения вначале падает, а потом снова начинает расти! Похоже, формируемый этими составами слой с определенного момента начинает срабатываться. Значит, он требует постоянной подпитки - следовательно, эти составы должны постоянно присутствовать в масле, в отличие от составов группы геомодификаторов.

Кроме того, мы сравнили микропрофили поверхностей вкладышей «больных» моторов в зонах специально нанесенных рисок - до и после процедуры исцеления.

Присадка к моторному маслу SMT Oil Treatment, США

Ориентировочная цена 700 руб.

Заявлено снижение расхода масла и дымности отработавших газов, повышение подвижности поршневых колец, рост мощности и снижение расхода топлива, увеличение компрессии.

+ Цена привлекательная, но в продаже встречается редко. Прослеживается общая тенденция повышения параметров двигателя. - Полученные эффекты немного выше погрешности измерений - почувствовать их в процессе эксплуатации автомобиля будет сложно.
Триботехническая обработка двигателя выглаживает рабочие поверхности, уменьшая общую высоту микронеровностей и размер дефектов трения - рисок, которые мы нанесли специально. А мелкие риски, образовавшиеся естественным путем при работе двигателя, могут совсем исчезнуть. Объяснение простое: в составе препаратов этой группы достаточно «строительного материала», которым заделываются поврежденные поверхности. Лидер в этом деле - препарат Bardahl.

Геомодификаторы дают такой же эффект, но он менее выражен - процесс напоминает полирование. Насколько стоек будет эффект восстановления, мы сказать не можем. Ведь предыдущая часть испытаний, выполненная на машине трения, показала, что для металлоплакирующих составов требуется их постоянное присутствие в масле.

Присадка к моторному маслу Bardahl Full Metal, Бельгия

Ориентировочная цена 2500 руб.

Позиционируется как присадка нового поколения на базе фуллеренов С60, которая снижает трение, восстанавливает компрессию и сокращает расход топлива.

+ Состав хорошо отработал по всем позициям. Снижение трения получилось самым значительным, отсюда видимый эффект по расходу топлива и по мощности. - Эффект большой, но не «долгоиграющий»! Состав требует повторного использования при каждой смене масла. Окупится ли?

Итоги большого пути

Итак, все составы положительно влияют на рабочие поверхности узлов трения. Высота микронеровностей уменьшается, а условия работы подшипников улучшаются, поскольку сокращается зона граничного трения и, соответственно, растет зона гидродинамического трения. Дефекты поверхностей трения уменьшаются или полностью залечиваются - восстанавливается несущая способность подшипниковых узлов двигателя. Формируются антифрикционные слои, существенно уменьшающие силы трения. Геомодификаторы даже твердость поверхностей чуть-чуть повышают! В итоге снижаются мощности механических потерь и скорость износа. В итоге это означает снижение расхода топлива, увеличение мощности мотора и его ресурса.

А не навредят ли составы маслу? Тесты показали, что физико-химические показатели масел при совместной работе с трибосоставами изменяются почти так же, как и при обычном старении. Вывод: не навредят.

Испытания показали, что проверенные составы существенно облегчают жизнь моторам. Какой состав применять, зависит от начального состояния двигателя. Для повышения характеристик и увеличения ресурса новых или несильно изношенных моторов предпочтительнее составы из группы геомодификаторов. Тем более что их используют по принципу «залил - забыл», без постоянных повторных обработок. А вот двигателям в «предынфарктном» состоянии нужны сильнодействующие средства - типа Liqui Moly и Bardahl. Такая терапия должна быть пожизненной, но она отсрочит кончину, уменьшит масляный аппетит и повысит надежность мотора, снизив вероятность его неожиданного отказа.