Учебный проект "вода и ее свойства". Проект «Вода и ее свойства» проект (старшая группа) на тему Проектная деятельность вода и ее свойства
Чигурова Ирина Александровна
Тема
« Вода и ее свойства»
Краткая аннотация проекта
Вода является самым распространенным и жизненно важным веществом на Земле. Мне захотелось, чтобы дети, изучая тему «Вода и ее свойства», узнали бы о ней как можно больше. Самостоятельная работа и практическая работа учащихся помогут лучше усвоить данный материал.
Предмет
Окружающий мир
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос: Зачем человек должен беречь то, чего и так на Земле очень много?
Проблемные вопросы: Что является основой жизни на Земле?
Учебные вопросы: Что такое вода? Каковы ее свойства?
План проведения проекта
На предварительном этапе Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей. В начале проекта Формирующее оценивание и планирование: беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах. В процессе развития проекта Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам). Организация и проведение необходимых исследований. Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах, вики - статьях). Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание с опорой на «Критерии оценивания презентации и публикации» в бланках оценивания. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Рефлексия. Далее проходит создание презентаций, публикаций, рефератов, вики - статей. Самооценивание и корректировка продуктов с помощью рубрик. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Заполнение контрольных листов продвижения по проекту учителем и учениками. На заключительном этапе Презентация проекта на классном родительском собрании. Защита проекта на открытом уроке. Отзывы приглашённых, анкетирование участников и родителей. Рефлексия.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс.Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, онспособствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Структура проекта |
||
Тема проекта | Неизведанное рядом | |
Название проекта | Вода, вода, кругом вода | |
Тип проекта | Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой | |
Цель | Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле. | |
Задачи | Образовательные области | |
Физическая культура | Разучить подвижные игры, физминутки по теме “Вода”. | |
Здоровье | Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. | |
Безопасность | Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. | |
Социализация | Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. | |
Труд | Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место. | |
Познание | Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте. | |
Коммуникация | Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов). | |
Чтение художественной литературы | Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме “Вода”. | |
Художественное творчество | Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Водоёмы”. | |
Музыка | Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море. | |
Участники проекта | Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры. | |
Сроки выполнения | 05.11.2013 г. – 27.11.2013 г. | |
План подготовки и реализации проекта | ||
Деятельность педагогов |
Создать информационный материал:
|
|
Деятельность детей | Рассматривание иллюстраций,
мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в
природе”. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме “Что такое вода?”. Интерактивные игры. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”. Выполнение детских творческих работ по теме проекта. Наблюдения за явлениями, связанными с водой. Опыты с водой. |
|
Деятельность родителей | Знакомство с содержанием
стендовой информации. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования. Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”. Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта. |
|
Практический результат | Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности. | |
Материал, оборудование | Дидактический:
иллюстрации,
аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу,
интерактивные игры, презентации Power Point,
индивидуальные наборы материалов и инструментов
для изодеятельности детей. Экспериментальный. Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом. |
|
Форма презентации проекта | Итоговое комплексное занятие “Путешествие в царство воды”. | |
Планируемый результат реализации проекта | Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств. |
Перспективный план работы с детьми
Дата | Содержание |
I неделя
05 – 08.11.2013 г. |
Беседа №1 “Вода вокруг нас”. Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение). Беседа №3 “путешествие капельки”. Наблюдение №1 – за водой. Наблюдение №2 – за испарением. Опыт №1 “Вода прозрачная”. Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”. Опыт №3 “Вода жидкая”. Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”. Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”. Загадки о роднике, ручейке, озере. Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”.Физминутка “Дождик”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”. Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва). |
II неделя
11 – 15.11.2013 г |
Беседа №4 “Вода нужна всем”. Беседа №5 “Волшебница вода”. Беседа №6 “Берегите воду”. Наблюдение №3 – за растениями. Наблюдение №4 – за снегом. Опыт №4 “Вода не имеет формы”. Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”. Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”. Просмотр слайд-шоу “Водопады”. Рисование “Природные водоёмы: болото, река, водопад”. Загадки о болоте, реке, водоёме. Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”. Интерактивная физминутка “Весёлое болото”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”. Лепка “Озеро с камышами”. Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова). Заклички, пословицы, поговорки. |
III неделя
18 – 22.11.2013 г. |
Беседа №7 “Дождь”. Беседа №8 “Туман”. Беседа №9 “Град и снег”. Наблюдение №5 – за таянием льда, снега. Наблюдение №6 – за сосульками. Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”. Опыт №8 “Пар – это тоже вода”. Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”. Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”. Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”. Рисование “Природные водоёмы: море, океан”. Загадки о море, океане. Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”. Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева), “Трудолюбивая вода” (В. Иванова). Заклички, пословицы, поговорки. |
IV неделя
25 – 29.11.2013 г. |
Беседа №10 “Роса”. Беседа №11 “Водоёмы”. Беседа №12 “Водный транспорт”. Наблюдение №7 – за облаками. Наблюдение №8 – за осенним дождём. Опыт №10 “Лёд – легче воды”. Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”. Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”. Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”. Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”. Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”. Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане. Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”. Аппликация “Рыбки в аквариуме”. Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов), “Моряк” (Е. Стеквашова) Заклички, пословицы, поговорки. Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности “Путешествие в царство воды” (в рамках занятия - обучающая презентация Power Point “Вода, вода, кругом вода”). |
Литература
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
- И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
- Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
- Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.
Актуальность проекта
В рамках действующего стандарта 2009 г. одно из важнейших требований организации педагогической деятельности – применение деятельностного подхода в обучении. Следовательно, необходимо использовать активные методы и формы работы учащихся на уроке. На наш взгляд самым продуктивным методом является поисковая, экспериментальная, исследовательская деятельность. Она дает возможность учащимся наглядно увидеть результат деятельности и самостоятельно сделать выводы. А с педагогической точки зрения является эффективным средством формирования ряда важных УУД.
Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Каждый человек с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручьи кораблики, плескался в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Руководитель проекта: Быкова Л.С.
Учебные дисциплины: окружающий мир.
Направление: эколого – биологическое.
Тип проекта: исследовательский, краткосрочный, групповой.
Состав группы: Коваленко Семён, Расулов Тимур, Ялома Даниэль (1 класс)
Интерес к данной теме был вызван следующими вопросами, нам хотелось:
больше узнать о свойстве воды, так как она играет важную роль в нашей жизни: мы пьем ее, моемся водой, стираем белье и т.д.;
Цель нашего исследования: доказать, что вода имеет различные свойства.
Задачи исследования:
найти информацию в различных источниках,
провести опыты, наблюдения,
сделать выводы.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Гипотеза исследования: вода – не только важное для жизни вещество, но и предмет для наблюдения и исследования.
Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.
Оборудование: колбы, мензурки, вода, соль, сахар, молоко, песок.
Ожидаемый результат
Получив знания о воде и её свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде; расширится их личный опыт; повысится интерес к познавательной деятельности; заинтересовать родителей для последующего экспериментирования в домашних условиях.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Основной этап
Итоговый
1. Подготовительный этап
Цель: Определить направления работы по реализации проекта.
Выявить у детей имеющиеся знания о воде, уровень заинтересованности детей данной темой.
Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта
Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности
Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте
Формы работы
Изучение методической литературы по теме проекта
Диагностика детей. Беседа «Что мы знаем о воде? »
Подбор оборудования для экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр с водой.
Обогащение предметно – развивающей среды.
2. Основной этап
Цель: Систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании
уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах
(прозрачность, текучесть, отсутствие запаха и вкуса)
Расширять представления детей о воде. Познакомить детей со свойством воды растворять некоторые вещества.
Совершенствовать знания детей о воде.
Сформировать понятие значения воды для роста и развития растения
Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды.
Познакомить с образованием инея, условиями его возникновения.
Формы работы
Беседа «Где находится вода и кому она нужна? »
Опыт «Свойства воды»
3. Заключительный этап
Цель: Выявить знания детей о воде, уровень интереса детей к экспериментальной деятельности
Презентация проектной деятельности: защита на «Фестивале проектов».
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Руководитель: Видикова Е.С. (воспитатель). УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ГРУППЫ № 5 Исследовательский проект «Волшебные свойства воды» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1021"
Цель: поддерживать у детей старшего дошкольного возраста интерес к экспериментальной деятельности. Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность. Задачи: Активизировать творческое мышления детей. Выявить свойства воды (не имеет цвета, запаха и вкуса) Познакомить детей с состоянием воды (имеет газообразную форму-пар, твердую лед, и жидкую форму) Подготовить украшения для участка детского сада Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Формировать представление о значении воды в жизни всего живого на Земле.
Данный проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Аннотация
Актуальность Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Дети часто на вопрос какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят что это дым. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими обладает свойствами волшебница-вода.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. (Н. Рыжова) Где встречается вода?
1 этап: Подготовительный этап Подбор необходимой литературы и материалов. Создание интереса у участников проекта. 2 этап Исследовательский этап Проведение НОД, опытов, экспериментов, бесед творческой деятельности, чтение художественной литературы 3 этап Заключительный этап Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с водой. Развлечение познавательное «Что за чудесница-водичка-волшебница» Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Цель: определить основные направления работы по проекту, донести до участников проекта его значимость.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности придерживались единой структуры: постановка, формулирование проблемы; выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов; вывод
ОПЫТ № 1 « Какая вода?». Цель: Познакомить детей со свойствами: вода жидкая Предложить детям перелить воду из одной емкости в другую. Задать вопрос: «Льется вода? Почему?» вода жидкая, льется, течет
Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. В этом дети убеждаются, переливая воду в сосуды различной формы. ОПЫТ № 2 «Какая форма у воды?». Цель: Познакомить детей со свойствами: вода не имеет формы.
ОПЫТ № 3 « Есть ли у воды запах и вкус? » Цель: определить если у воды вкус, запах? Вода не имеет запаха. Своего вкуса у воды нет приобретает вкус если в воду что-то добавить. Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверью квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А понюхайте воду, чем она пахнет? Попробуйте воду на вкус. Какая она? Давайте в воду добавим сок лимона, мандарина. Что произойдет?
Детям предложили воду в прозрачном стакане и попросили сказать какого цвета вода. Для того, что бы выяснить какого цвета вода дети предложили добавить в воду разные краски. Сначала добавили желтую краску и сравнили с простой водой. Дети выяснили, что вода становиться желтой, если в нее добавить желтую краску. После этого стали добавлять в простую воду краски разных цветов. ОПЫТ № 4 « Какого цвета вода? «Вода – растворитель » Цель: определить если у воды цвет? Вода прозрачная, то есть не имеет цвета. Приобретает цвет, если в воду добавить краску. Вода растворяет некоторые вещества, приобретая их цвет
ОПЫТ №5: « Исследуем состояние воды-лед. Изготовление цветных льдинок» Вывод: Вода замерзает при низких температурах. Замерзшая вода имеет форму. Лед – это вода, только в твердом состоянии
ОПЫТ №6: « Исследуем состояние воды- пар. Опыт «Облако». При нагревании в ода может летать – это пар. Наливаем в банку немного горячей воды. Кладем на металлическую крышку несколько кубиков льда и поставьте ее на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
ОПЫТ №7: «Вода- источник жизни» Цель: подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды одно из важных свойств воды-давать жизнь всему живому. И веточки наши ожили!
Обобщив наши знания пришли к выводу, что вода имеет три состояния: жидкость лёд (твердое) пар(газообразное) Заключительный этап
Показатели результативности проекта: -дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-исследовательской деятельности; -дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов; -самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; лед-вода-лед; вода-пар. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вкуса; вода прозрачна; вода является растворителем.
У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. Давайте сбережём это чудо на нашей Земле! Мы сегодня все узнали как вода меняется: то жидкая, то твердая, то в пар вдруг превращается…
Спасибо за внимание!